Москва. 30 сентября. FINMARKET.RU - В кризис золотодобывающим компаниям завидовали все металлурги. Пока цены на остальные металлы падали, золото уверенно дорожало, а в последнее время и вовсе обновляет рекорды по несколько раз в месяц. К тому же, по ожиданиям экспертов, спрос и цены в будущем только продолжат расти. Ну чем не блестящие перспективы?
И все же представители крупнейших золотодобывающих компаний в ходе основной сессии форума MINEX-2010 в четверг говорили не только о блестящих перспективах, но и о проблемах отрасли: советские запасы богатых руд истощены, добывать металл теперь приходится из упорных руд с низким содержанием, а законодательство о недропользовании и стратегических месторождениях бывает слишком строгим.
Золотое истощение
Первый же слайд презентации гендиректора ОАО «Полиметалл» Виталия Несиса назывался the sad reality, чем сразу настроил участников форума на «позитивный» лад. Свою презентацию гендиректор «Полиметалла» посвятил не деятельности компании, а проблемам российской золотодобычи в целом. По его словам, добыча золота в России, которая в 2007-2009 годах уверенно росла (всего - на 23,1%), по итогам 8 месяцев 2010 года снизилась на 3,4%, при этом добычу снижает большинство крупных компаний. «Это снижение происходит на фоне роста цен на золото и на фоне роста добычи во всех крупных золотодобывающих странах. Есть опасения, что по итогам этого года Россия опустится с пятого на шестое место в списке крупнейших золотодобывающих стран мира», - сказал он.
По словам В.Несиса, большинство компаний сейчас сталкивается со снижением содержания драгметалла в руде - запасы богатых и удобных в переработке руд истощаются.
«Без ввода существенных крупных мощностей производство будет падать. Кроме того, чем ниже содержание металла, тем выше себестоимость производства золота. Поэтому новые проекты, скорее всего, будут сложными и дорогими. Если посмотреть на большинство новых проектов - это руды с содержанием около 2 граммов на тонну», - сказал В.Несис.
Приведенные компанией данные показывают, что большинство из существующих в России золоторудных месторождений (в том числе, и ряд месторождений самого «Полиметалла») относятся к числу тех, которые имеют низкое содержание, но при этом долгий срок отработки. Есть ряд проектов с высоким содержанием, которым, однако, отведен очень небольшой по меркам золотодобычи срок. Проектов, которые обеспечивали бы добычу руды с большим содержанием золота (более 7-8 граммов на тонну) дольше 10 лет, в России нет.
Об истощении руд и сокращении содержания металла в ходе форума говорили многие компании. Канадская Kinross, например, констатирует падение содержания на месторождении Купол на Чукотке - которого, правда, ожидала еще с начала добычи. Высокое содержание позволило компании за первые полгода работы (с лета и до конца 2008 года) добыть 469,9 тыс. унций в золотом эквиваленте, в 2009 году - 690 тыс. унций. Уже в 2010 году Kinross ожидает падения содержания, которое приведет к снижению производства до 495-525 тыс. унций в золотом эквиваленте (15-16 тонн).
С проблемами с рудной базой столкнулся и крупнейший российский производитель драгметалла - ОАО «Полюс Золото». По словам заместителя гендиректора по производству Бориса Захарова, на основном активе компании - Олимпиадинском месторождении в Красноярском крае - к настоящему времени завершена переработка окисленных руд, остались только так называемые первичные - неокисленные руды, для переработки которых нужна другая, более сложная технология.
Глава Союза золотопромышленников России Валерий Брайко в беседе с «Интерфаксом» отметил, что пока относительно падения добычи из-за истощения рудной базы не стоит сильно сгущать краски. Недавно было запущено сразу несколько крупных проектов, за счет которых добыча в итоге будет расти. «Где-то на 5 лет мы обеспечены, все будет работать», - сказал В.Брайко, однако на более долгий срок прогнозировать не стал, отметив, что это зависит от того, реализуют ли компании заявленные ими новые проекты.
Аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский отмечает, что тенденция истощения месторождений характерна не только для России и является общеиндустриальной. «Это насущная проблема во всем мире - богатых месторождений осталось мало, из первой десятки крупнейших по запасам проектов в мире большинство имеет содержание на уровне 1,5-2 грамма на тонну», - сказал он.
По его словам, эта проблема компенсируется высокими ценами на драгметалл. «Вообще, отчасти поэтому золото сейчас и стоит так дорого. Если бы содержание драгметалла в руде у компаний было значительно выше, то и золото стоило бы гораздо меньше», - считает Н.Сосновский.
По его мнению, одним из путей выхода из этой ситуации является разработка новых технологий, оптимизация самого процесса, увеличение извлечения драгметалла из руды. «Но это требует дополнительных капзатрат, и в конечном счете также будет закладываться в цену золота», - отмечает он.
Языком цифр
Об истощении рудной базы свидетельствуют и данные отчетов добывающих компаний. Так, согласно производственной отчетности «Полюса» за первое полугодие, содержание золота на Титимухте снизилось с 2,25 до 2,01 грамма на тонну, на Куранахе - с 1,49 до 1,34 грамма на тонну, на Западном - с 1,79 до 1,74 грамма на тонну. Рост содержания у «Полюса» отмечается только на Олимпиадинском (с 2,53 до 3,07 грамма на тонну), однако одновременно с этим извлечение металла из руд Олимпиадинского упало с 73,3% до 63,7%. Два новых крупных проекта «Полюса» - Благодатное и Вернинское - имеют среднее содержание золота 2 грамма на тонну.
Согласно данным «Полиметалла» за первое полугодие, содержание золота на Дукате выросло с 1 до 1,1 грамма на тонну (при снижении извлечения с 80,3% до 71,5%), на Лунном снизилось с 1,5 до 1.4 грамма на тонну (при извлечении 94,2%), на Хаканджинском и Юрьевском содержание выросло с 5,6 до 6,4 грамма на тонну. Содержание золото для переработки кучным выщелачиванием на Воронцовском снизилось с 1,8 до 1,4 грамма на тонну, для фабрики - выросло с 5,3 до 6,6 грамма на тонну.
У Petropavlovsk содержание золота на Покровском руднике в первом полугодии снизилось с 2,8 до 2,2 грамма на тонну. На Пионере содержание по итогам полугодия составляло 2,1 грамма на тонну, тогда как в прошлом полугодии компания отрабатывала участки с содержанием 10,1 грамма на тонну.
У Highland Gold содержание золота в руде ее основного актива - Многовершинного - в первом полугодии снизилось с 5,7 до 5,1 грамма на тонну. Извлечение при этом уменьшилось до 88,1% с 88,6%.
Дорогу иностранцам
В.Несис считает, что стабильная ситуация в российской золотодобыче в настоящее время поддерживается благодаря высоким ценам на драгметалл. «Если цены упадут, это приведет к коллапсу среди мелких и средних добывающих компаний», - полагает он.
По его мнению, российским золотодобывающим компаниям необходим ввод новых проектов, соответственно, нужно развитие проектов на стадии геологоразведки (greenfield). Здесь В.Несис обратился ко второй проблеме российской золотодобычи: нынешнее законодательство серьезно ограничивает возможность участия иностранных компаний в «золотых» проектах. «В России сейчас непреодолимые барьеры на пути юниорных разведочных компаний. Концепция и практика регулирования должны стать более гибкими и дружелюбными к юниорам», - сказал В.Несис.
Юниорские компании берут проекты на ранней стадии геологоразведки и проводят ее за свой счет, при успешном раскладе подтверждая запасы, готовя ТЭО и на этом этапе привлекая в проект инвесторов, в частности, фонды. Как правило, юниорские компании доводят проект до готовности к началу добычи, после чего продают его профильным компаниям. Такая практика достаточно распространена на Западе.
Согласно данным презентации «Полиметалла», ограничения для участия иностранных компаний в недропользовании привели к тому, что в течение 2008-2010 годов в России было реализовано только 6 greenfield-проектов, тогда как, к примеру, в Перу - 14, в Мексике - 18.
В настоящее время месторождения рудного золота с запасами от 50 тонн причисляются к участкам недр федерального значения. При этом в том случае, если иностранная компания открывает месторождение федерального значения, государство, согласно действующему законодательству, имеет право его изъять, компенсировав фактические затраты и добавив премию за риск. Кроме того, законодательство ограничивает участие иностранных компаний: закон «О недрах» запрещает продажу иностранным компаниям более чем 10% предприятий, владеющих лицензиями на участки федерального значения.
Генеральный директор Petropavlovsk Павел Масловский в ходе своего выступления отметил существующие препятствия для компаний с иностранным участием - предположив, что с такими проблемами могут столкнуться и российские компании с листингом либо головной структурой за рубежом (как может случиться, например, с «Полюсом» после сделки обратного поглощения). «Компаниям нужно объединить усилия и разумно доказать, что планка в 50 тонн не соответствует реальности. Крупной компанией такой объем запасов поглощается за 1,5-2 года», - сказал П.Масловский.
В.Несис в ходе выступления предложил ряд мер по улучшению ситуации. По его мнению, барьер в 50 тонн необходимо увеличить до 250 тонн, порог участия иностранных компаний увеличить с 10% до 25%, позволить компаниям с иностранным участием конвертировать разведочные лицензии в добычные, а также по возможности позволить компаниям получать лицензии не в результате аукционов, а на заявительной основе.
Похожую позицию относительно лицензий на разведку «Интерфаксу» ранее озвучивал и председатель комитета по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями ТПП РФ Валерий Рудаков. По его мнению, государство могло бы оставить разведку полностью на откуп частных компаний, однако при этом не брать с них денег за лицензию, что дало бы компаниям стимул к активизации разведки и ее большей эффективности. «Государство получило бы бюджетное возмещение за счет последующей добычи», - говорил В.Рудаков.
Пока не ясно, насколько активно золотодобывающие компании ведут обсуждение своих проблем с различными ведомствами. На вопрос, обращались ли они с этим вопросом к правительству и, в частности, к премьер-министру РФ Владимиру Путину, представители «Полюса», «Полиметалла» и Petropavlovsk ответили отрицательно.
Позднее В.Несис сообщил журналистам, что в четверг компания отправила официальное письмо за подписью председателя совета директоров с изложением этих проблем в Минприроды. Он также посетовал на то, что в рекомендуемых в настоящее время МПР поправках к закону о недрах не учитывается большая часть предложений компании.
Получить комментарий МПР относительно запросов золотодобывающих компаний «Интерфаксу» в четверг не удалось.
По словам главы В.Брайко, это не первое обращение компаний отрасли с предложениями по улучшению ситуации. Однако, по его словам, пока предложения не находят ответа.
Посмотреть курс валют