МОСКВА, 22 декабря - РИА Новости. Цена, по которой власти Москвы продали в четверг на аукционе гостиницу «Националь» в центре столицы, значительно ниже рыночной стоимости этого объекта, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Отель был реализован на торгах по цене 4,675 миллиарда рублей - это всего на 2% выше стартовой стоимости гостиницы. Объект приобрело ЗАО «Смарт финанс групп», действовавшее по поручению банкира Микаила Шишханова и представлявшая интересы его дяди Саита-Салама Гуцериева.
Исполнительный вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко в беседе с РИА Новости признала, что гостиница была продана по «хорошей» цене - 560 тысяч евро за номер это немало.
Вместе с тем, подчеркивает она, цена отеля могла бы быть значительно выше.
«Конечная стоимость этого отеля могла бы быть намного больше - объекты такого профиля, с уникальным местоположением и историей, продаются по цене не ниже 1 миллиона евро за номер, независимо от экономической ситуации - такие объекты не обесцениваются», - отметила эксперт.
В свою очередь руководитель отдела гостиничной недвижимости Cushman &Wakefield Дэвид Дженкинс уверен, что покупка гостиницы через контролируемый аукцион, проведенный за ограниченный период времени, ни в коем случае не могла заинтересовать широкий круг российских и зарубежных инвесторов.
«Необычный формат продажи уникального здания, вполне возможно, привел к тому, что цена продажи в итоге меньше, чем стоимость, которой можно было достигнуть в результате более традиционного тендера», - уточнил он.
Усенко также обратила внимание на то, что при продаже «Националя» не было создано конкурентной среды - два участника торгов, по ее предположению, могли представлять одного и того же покупателя.
«Такие дорогие, уникальные объекты не стоит продавать с аукциона, поскольку многие потенциальные покупатели проектов такого профиля не признают торгов - это суверенные фонды, представители королевских семей, которые не хотят публичности», - пояснила она.
В то же время заместитель директора по развитию отдел консалтинга и оценки CBRE Станислав Ивашкевич не согласился с коллегами, заявив агентству, что «как ни странно» гостиницу «Националь» оценили правильно, и стоимость ее продажи вполне адекватна и соответствует рынку.
При этом собеседник РИА Новости подчеркнул, что хотя в торгах принимали участие всего две компании, интерес к аукциону «на самом деле был колоссальным».
«Однако каким-то образом список участников был механически ограничен - к аукциону не были допущены частные инвесторы и участниками торгов оказались только "правильные" компании», - констатировал он.
«Националь» находится в центре Москвы, на пересечении улиц Моховая и Тверская, был построен в 1903 году и имеет статус памятника истории и архитектуры федерального значения.
Микаил Шишханов, Михаил и Саит-Салам Гуцериевы - совладельцы группы БИН, которая, по оценке журнала Forbes, является четвертым в России рантье - ее доход от сдачи в аренду объектов недвижимости в 2010 году составил 280 миллионов долларов.
По данным Forbes, портфель недвижимости семьи предпринимателей включает десяток офисов класса А в Москве (работают под вывеской «Чайка Плаза»), три роскошных торговых центра («Петровский пассаж» и «Смоленский пассаж» в центре Москвы, Festival Mall на юго-западе столицы) и массу коммерческих объектов поменьше. Группа БИН также контролирует строительную компанию «Моспромстрой», которой, в свою очередь, принадлежат три отеля Marriott и два Holiday Inn.
В целом недвижимость группы БИН оценивается примерно в 700 тысяч квадратных метров офисов, гостиниц и торговых центров. Михаил Гуцериев говорил, что все трое владельцев группы свои заработки вкладывают в недвижимость.
Структуры группы ведут строительство торгово-развлекательного центра на Варшавском шоссе (юг Москвы), общая площадь которого составит около 1 миллиона квадратных метров. Шишханову также принадлежит ЗАО «Интеко» и 49% акций ОАО «Декмос», являющегося застройщиком проекта по реконструкции гостиницы «Москва» в центре столицы России.
Новости Недвижимости