С чьей подачи Россия подсела на купон, и как работает бизнес, обещающий товары и услуги по смешным ценам? Для кого это стало манией, а для кого - источником солидных доходов?
Коварство и купон. Преддверие Нового года - жаркая пора для россиян, заблаговременно определившихся с подарками для своих родных и близких. По данным социологов, наш среднестатистический соотечественник готов потратить на эти цели около 7 тысяч рублей.
Но что там греха таить, кое-кто ведь не прочь и сэкономить, тем более что соответствующих предложений пруд пруди: кто же откажется, например, от смартфона всемирно известной фирмы с фантастической скидкой, или от ужина во вроде бы приличном ресторане по баснословно низкой цене. Только на практике это подчас оказывается булочкой с ничем.
Корреспондент НТВ Владимир Кобяков исследовал относительно новое для России явление, одних превративших в купономанов, а других - в состоятельных людей.
Мода на скидки изменила жизнь айтишника Всеволода.
Всеволод: «Чисто выгодно сэкономить».
Купоны помогают поднять бизнес Ирине, хозяйке салона красоты.
Ирина: «Отличная рекламная возможность».
Топ-менеджер Анна из-за них даже сменила благополучную Великобританию на Россию.
Анна: «Германия, Америка - эти ребята начали делать гораздо раньше, чем мы».
Но вот Сергей интернет-купоны проклял.
Сергей: «Барахло за живые деньги».
Алиса наоборот стала купономанкой.
Алиса Качаева: «Я считаю, что если скидка меньше 50% - это даже не скидка».
Эти люди лишь немногие из миллионов, на которых в России за полтора года вырос новый бизнес - продажа скидок в Интернете. Алиса, например, встречу назначила в кофейне, куда ходила по скидочным интернет-купонам, пришла с ноутбуком, который приобрела по скидочному интернет-купону, и с собой она принесла еще целую папку скидочных интернет-купонов, которые уже купила.
Алиса Качаева: «У меня есть еще купон на такси, у меня есть пять занятий с мастером в студии гончарного мастерства, на маникюр и педикюр, косметологические процедуры, массаж. И еще я там часто покупаю всевозможные товары, например, видеорегистратор, ноутбук, паровую швабру».
А в ноутбуке - специальный график, чтобы не забыть, на что она уже купила скидку.
Алиса Качаева: «Я составила себе таблицу для того, чтобы не запутаться. Допустим, если я купоном воспользовалась, то отмечаю серым».
На купонных сайтах она проводит примерно один час в день. Ищет хорошие предложения, чтобы сэкономить.
Алиса Качаева: «Поначалу у меня была просто полная эйфория, потому что я поняла, что могу себе позволить гораздо больше. Но сейчас я стараюсь от этого уйти, потому что нельзя подстраивать свою жизнь под купоны. Я считаю, что грамотный подход, когда купоны подстраиваются под вас».
Сергей тоже решил сэкономить и приобрел в Интернете купон на генеральную уборку своей квартиры со скидкой - вместо трех за полторы тысячи рублей. Уборщица, как и обещали, пришла, но через три месяца.
Сергей Демидов: «Обещано было: генеральная уборка со всеми вытекающими. В частности, по некоторого рода поверхностям уборка вообще не проводилась, как можно было заметить уже после ее окончания. И, кроме того, допустим, стенам уделено было очень мало внимания даже после разборок с офисом».
Сергей до сих пор не может простить менеджеров скидочного сайта, которые продали ему этот купон.
Сергей Демидов: «Вопрос, по сути дела, только один: как долго можно держать пользователей за, простите, дебилов?»
Анна Березовская, генеральный директор интернет-сайта коллективных скидок: «Ну, да, больно, когда такое видно. И опять пытаемся сделать так, чтобы те люди, которые на нас очень обижены, даем еще один шанс».
Анна Березовская в Москву переехала несколько месяцев назад. Раньше работала в Лондоне, с нуля поднимала бизнес интернет-скидок. Теперь крупнейшая международная корпорация, чья биржевая стоимость оценивается в 6 миллиардов долларов, перевела Анну в Россию - выстраивать купонную отрасль здесь.
Анна Березовская: «Мы в российском рынке, и я, как экспат, хочу построить серьезный, лояльный бизнес, который не лопнет, и для меня каждый подписчик и каждый партнер очень важен. Я тут, как говорится, long term - долгосрочно».
Тут же в офисе предложили взять скидку на что-нибудь.
Владимир Кобяков, корреспондент НТВ: «Мне что порекомендуете? Я никогда не пользовался купонами и скидками».
Ирина Артемьева, директор салона красоты: «Я вам предлагаю выбрать, например...»
Корреспондент НТВ: «Сходить на маникюр?»
Ирина Артемьева: «Мы можем выбрать просто SPA-уход».
Корреспондент: «За руками».
Ирина Артемьева: «Да. 990 рублей вместо 3330 рублей».
На массаж рук и апельсиновый пилинг очереди не было, поэтому в салоне с купоном ждать не пришлось. Здесь не скрывают: со скидочными сайтами сотрудничают из-за рекламы. Хотя клиент с купоном иногда тут вызывает подозрение: не все ведь потом придут за полную цену. Это категория так называемых халявщиков.
Корреспондент НТВ: «В лицо халявщика сможете определить?»
Сотрудник маникюрного салона: «Ну, по внешнему виду сложно даже сказать».
Хозяйка салона Ирина Артемьева присматривается к купонщикам, которых становится все больше и больше.
Корреспондент НТВ: «Среди всех, кто приходит с купонами, сколько халявщиков, а сколько действительно людей, которые могут еще раз прийти за полную цену?»
Ирина Артемьева: «Вы знаете, все-таки 70 клиентов, которые могут прийти потом, 30 - халявщиков, поэтому пока больше 50 не переросло, мы будем работать».
Съемочная группа НТВ пошла еще на один эксперимент: действительно ли можно, используя моду на купоны, что-нибудь продать. Корреспондент НТВ Владимир Кобяков решил заработать на коллеге - продюсере Максиме Зирине. Придумали торговое предложение «Посиделки с Максимом».
Два часа переговоров с одним из купонных сайтов, обговаривание цены и условий, в итоге официальная скидка - 90% и один день на раскрутку. Результат: за сутки на обычные посиделки было продано 10 купонов. То есть, Максим обошел по купонам Сати Казанову и какие-то эроразвлечения.
Выручка от проданных интернет-купонов по стандартной схеме делится поровну. Половину нам, половину забирает себе сайт. Потребительских претензий к посиделкам не было. Получается, что при нулевых инвестициях Максим еще и кое-что заработал.
Всеволод Тюркин, главный редактор интернет-сообщества любителей скидок: «Предложений становится все больше, а честных - все меньше и меньше. В этом количестве найти честное предложение достаточно трудно. Закомуфлиорвано все. Под красивой оберткой все продается в том числе и "г"».
Всеволод создал свой сайт - что-то вроде аналитики про купонный бизнес. Он и сам часто покупает бизнес, но считает, что купонный бум вскоре пойдет на спад.
Всеволод Тюркин: «Ну, у всех амбициозные планы завоевать рынок, быть № 1, чтобы все пользовались этими скидками, но при этом если все будут пользоваться скидками, все 100% жителей, то идея скидок умирает».
Однако сейчас даже сайты с аналитикой о купонах приносят авторам сотни тысяч рублей в месяц. В Интернете ширится и сообщество недовольных и обманутых. Ольге Акукиной по купону однажды вместо немецкого пылесоса привезли китайский, и теперь в своем блоге под названием «Нет купонам» она размещает истории о нечестных скидках. Уже тысячи подписчиков. Но, говорит, крупные игроки пока предпочитают не замечать купонно-оппозиционный интернет-ресурс.
Ольга Акукина, создатель организации по борьбе с купонами: «Иногда ко мне приходят люди, которые говорят: какая вообще цель, чего вы пытаетесь добиться, неужели вы думаете, что купонные сайты придут к вам и будут полностью извиняться и так далее, да? Пока такого не было».
Эксперты считают, что обманутые любители купонов вряд ли выиграют хоть один судебный процесс.
Станислав Терехов, юрист: «Как адвокат я прекрасно понимаю, что если ко мне придет клиент, у которого будет просто купон, мне не с чем будет идти в суд. Ну, я приду, мне судья скажет, а почему вы не приглашаете фирму Х, где написано, что она должна оказывать эти услуги. Я скажу, что не знаю, все со слов доверителя. Понятное дело, что процесс вряд ли будет выигран».
Сейчас за купономанов бьются десятки сайтов и, возможно, вскоре миллионы пойдут к тем, кто не просто откажется от банальных скидок, а придумает что-нибудь свежее, например, скидки на скидки.
Все новости о товарах