Доступность проезда на пригородных поездах для социально незащищенных граждан в 2012 году оказалась под угрозой, говорится в заявлении РЖД.
По мнению представителей компании, это обусловлено возникшими после ухода РЖД с рынка пригородных перевозок несогласованиями в законодательстве о государственном финансировании компаний, осуществляющих перевозки граждан по льготным тарифам.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте с 2011 года РЖД полностью покинули сегмент пригородных перевозок, оставив его пригородным пассажирским компаниям (ППК) и сосредоточившись на оказании услуг инфраструктуры. В настоящее время насчитывается 27 таких пригородных компаний.
Во всем мире пригородные пассажирские перевозки, в том числе перевозки льготников, субсидируются из федерального и/или регионального бюджетов, отмечают РЖД. Согласно действующему законодательству, пригородные пассажирские компании не являются государственными организациями, а значит, не могут рассчитывать на компенсации из госбюджета на перевозку льготников.
С целью урегулирования проблемы правительство РФ разработало ряд поправок в российское законодательство. В частности, 27 июля 2011 года состоялось совещание под председательством вице-премьера Александра Жукова, по итогам которого Минздравсоцразвития было поручено подготовить проект постановления правительства «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам соцуслуг и установлении платы за предоставление госпомощи в виде набора услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненным к ним категориям граждан» и внести его на рассмотрение в правительство до 1 сентября 2011 года.
Согласно разработанному проекту, Минздравсоцразвития сможет заключать договор на перевозку льготников со всеми ППК, а не только с РЖД. Действующая редакция постановления не позволяет этого сделать, так как в качестве исполнителя перевозок указана только РЖД.
Кроме того, в соответствии с проектом, государство обязано в полном объеме возмещать потери в доходах перевозчиков, которые возникли в ходе перевозок льготников. С этой целью перевозчик должен по итогам года на основании имеющихся соответствующих документов представлять в Минздравсоцразвития расчет полной суммы расходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий населения.
В ноябре в Министерстве транспорта и Минздравсоцразвития начался непростой процесс согласований. Так, в редакции Минздравсоцразвития РЖД по-прежнему остаются стороной договора на перевозку льготников, несмотря на то, что она больше не является перевозчиком в пригородном сообщении и не имеет право заключать подобные контракты. В то же время Министерство транспорта является организатором заключения договоров с ППК о предоставлении льготникам бесплатного проезда в пригородных поездах.
Проект до сих пор не согласован, что не позволяет внести его в правительство для рассмотрения и принятия. Это ставит под угрозу осуществление пригородных перевозок льготников с 1 января 2012 года, считают в РЖД. Кроме того, до сих пор не решен вопрос о компенсации убытков перевозчиков, возникающих в результате недофинансирования затрат на перевозки пассажиров по льготным тарифам.
Все автомобильные новости