Антимонопольщики и нефтяники так и не пришли к единому мнению, как остановить рост цен на топливо в регионе
Хабаровск, 15 декабря, AmurMedia. Рост цен на топливо в Хабаровском крае, скорее всего, не прекратится. Причины удорожания автомобильного бензина и дизельного топлива, а также способ борьбы с повышением цен рассмотрели вчера участники заседания общественного консультативного совета при краевом УФАС. В нем приняли участие представители власти, эксперты, автолюбители, общественные организации и впервые - нефтяные монополисты, передает корр. РИА AmurMedia. Как выяснилось, стороны так и не пришли к единому мнению.
В ходе совещания, инициированного ведомством по ряду обращений от автолюбителей, поступивших в течение последнего времени, отмечалось, что ситуация с удорожанием топлива характерна для России в целом. По данным краевого УФАС, средний рост розничных цен на бензин в крае в течение 2011 года составил 14%, дизельного топлива - на 13,5%. Самый существенный рост наблюдался в самом начале года - в январе (по отдельным видам бензина до 15%). А вот небольшое снижение пришлось на март. Что касается оптовых цен, то бензин подорожал на 18,8%, а дизельное топливо на 14%.
От РИА AmurMedia напомним, что реакция автолюбителей последовала незамедлительно. Сразу после очередного скачка цен хабаровскими автомобилистами был организован автопробег против повышения цен на бензин, в результате которого участники обратились с жалобой «на необоснованное повышение цен» к губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту и дальневосточному полпреду Виктору Ишаеву.
Поставщики топлива - ОАО «Хабаровскнефтепродукт» и РН-ООО «Востокнефтепродукт» списывают все проблемы на высокие акцизы, растущие отпускные цены от головных компаний, постоянное удорожание тарифов и других сборов (доля которых в цене бензина составляет более 50%). Так, по данным статистики, озвученной участниками встречи, за четыре последних года РЖД подняла свои тарифы на 192%. Рост стоимости бензина, как отмечают поставщики, напрямую зависит от удорожания транспортных тарифов. «Проблема в том, что нефти в нашем крае нет, а вся сырая нефть, по крайней мере, в "Хабаровский НПЗ", доставляется железнодорожным транспортом», - отмечает гендиректор ОАО «Хабаровскнефтепродукт» Александр Попов.
Участники совета не согласились с аргументами, приведенными нефтянниками. Их обвинили в нежелании составлять друг другу конкуренцию, а также в искусственном завышении цен на топливо. Так, на этой неделе ОАО «Хабаровскнефтепродукт» было признано нарушившим антимонопольное законодательство. По решению комиссии УФАС Хабаровского края общество признано виновным в нарушении федерального закона «О защите конкуренции». В отношении предприятия принято решение о выдаче предписания о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Меру наказания для компании УФАС определит на следующей неделе, сейчас решение находится в стадии изготовления.
Директор «Дальневосточного научного центра местного самоуправления» Нина Поличка считает одной из причин роста цен на топливо отсутствие конкуренции и информационную закрытость рынка. «Из-за отсутствия контроля и регулирования рынка мы в результате имеем такой эффект. Никаких мер в Хабаровском крае, связанных с развитием этого рынка, нет. Никто не смотрит за новыми поставщиками, появляющимися на рынке, никто об этом не информирует. А ведь одним из условий развития нормальной конкуренции является информационная инфраструктура рынка. Потребителям необходимо наличие полной информации о количестве поставщиков, мощностях предприятий, запасах, ресурсах и т.д. Фактически сейчас никакой информации нет», - отмечает эксперт. Нина Поличка считает, что ситуация с непрекращающимся ростом цен на бензин сложилась из-за отсутствия рыночной конкуренции: «В Хабаровском крае есть программа развития конкуренции, но толку с нее никого, потому что они фактически не реализуется. До тех пор, пока она не начнет исполняться, рынок услуг нефтепродуктов в крае развиваться не будет».
По мнению участников совета, проблему можно будет решить только на законодательном уровне. Так, член общественной организации «Общество защиты прав потребителей» Владимир Денисенко считает, что без вмешательства законодателей «ничего не сдвинется»: «Законодательство, при котором ФАС только мониторит, а губернатор просит - это не законодательство. При нем мы можем только просить вас. Пока не будет истинной конкуренции - ничего не будет».
Председатель совета по предпринимательству Сергей Степанов, развивая идею Нины Полички об информационной открытости рынка, предложил создать в регионе единый реестр поставщиков, производителей и мелкого оптового звена. «Тогда мы будем понимать, сколько нефти нам не хватает и каковы объемы ее производства», - отмечает эксперт.
Участники совещания предложили создать независимый контроль за компаниями и добиваться снижения цен административным путем. «Нужно выходить на правительство с просьбой административно снижать тарифы на переработку, добычу, доставку нефтепродуктов», - подчеркивает Сергей Степанов.
Решение проблемы эксперты связывают со снижением производственных издержек. Так, глава УФАС Валентин Бодров считает, что уменьшить стоимость бензина можно только снижением транспортных издержек. «Сегодня у заводов есть проблема с дальневосточной железной дорогой. У правительства Хабаровского края есть инициатива исключить эту железнодорожную составляющую, чтобы подвести к заводам трубу, которая идет сегодня из Восточной Сибири», - отмечает глава УФАС.
А пока прогнозы для автолюбителей складываются не очень благоприятные. По мнению специалистов, снижения цен на бензин и дизельное топливо в будущем ожидать не приходится. Согласно прогнозам, цены на бензин в Хабаровском крае не будут расти до Нового года. Как отметил Валентин Бодров, по заявлениям компаний до 2012 года никаких повышений не будет, а дальше «все будет зависеть от действий правительства». С ним солидарен генеральный директор ОАО «Хабаровскнефтепродукт» Александр Попов: «Могу точно сказать, что до 2012 года цена на бензин расти не будет, дальше будут оказывать влияние объективные факторы и прочие составляющие в структуре издержек».
Все новости о товарах