Десятки подмосковных поселков в ближайшее время могут повторить судьбу московского «Речника». Местные власти добиваются в судах сноса незаконных, с их точки зрения, жилых домов, выстроенных на территориях садовых товариществ. Владельцы строений обвиняют чиновников в стремлении «зачистить» территории, отходящие через полгода к Москве. Общественная палата попыталась разобраться в одной из таких историй, но найти решения проблемы не смогла.
В среду в Общественной палате прошли слушания «Проблемы защиты жилищных прав граждан Ленинского района Московской области». Речь шла о шести семьях, проживающих в трехэтажном доме на территории садового товарищества (СНТ) «Круиз». В марте 2011 года администрация Ленинского района провела проверку, которая выявила, что дом имеет признаки многоквартирного, нарушает план застройки СНТ, а также был построен без должных разрешений. И в июне администрация подала в суд иск о сносе дома, требуя признать его самовольной постройкой.
По словам самих владельцев дома, «незаконным» строение стало в результате вполне законных действий.
В 2006 году участок №178, размером в шесть соток, был оформлен в собственность четверых граждан, решивших совместно построить дом. Зарегистрировано строение было по «дачной амнистии». Затем часть дома была продана еще двум семьям, после чего решением суда собственникам были выделены их доли дома и земли. И на сегодняшний день у всех шести собственников есть свидетельства о праве собственности на части строения (квартиры) и части земельного участка. Для большинства из них покупка такой квартиры стала единственным реальным шансом приобрести жилье в Подмосковье, объясняют граждане: неплохие квартиры площадью в 60-80 квадратных метров обошлись по цене, сопоставимой со стоимостью малогабаритной «однушки» в Люберцах.
«Каждый из нас является членом СНТ, платит членские взносы, на которые была построена канализация, проведены вода и газ, заключен договор соинвестирования на строительство электросетей, - рассказала на слушаниях жительница дома Дарья Мартынкина. - Проект по газу, кстати, согласован администрацией Ленинского района. И теперь, вместо того, чтобы помочь нам исправить недочеты, которые администрация усматривает в документах, она требует сноса заселенного семьями с несовершеннолетними детьми дома. На фоне дефицита доступного жилья в стране это выглядит, по меньшей мере, странным».
Что касается предъявленных в исковом заявлении требований, то, по словам Мартынкиной, дом не может нарушать план застройки СНТ, поскольку такого плана просто не существует. Разрешение на строительство не требовалось, так как площадь дома не превышает 30% площади участка, многоэтажным считается дом выше 10 этажей, а существование на землях сельхозназначения многоквартирных домов законодательством не запрещено.
По ее словам, утверждая правила землепользования и застройки, чиновники по закону были обязаны учесть фактический характер застройки СНТ «Круиз», и определить его как «малоэтажное строительство», а не зону индивидуальной жилой застройки.
«В непосредственной близости от СНТ "Круиз" возводятся таун-хаусы, и земля под ними уже считается зоной малоэтажной застройки, - рассказал другой житель дома, худрук Московского театра на Юго-Западе Олег Леушин. - Сносить дом из-за того, что там живет 6 дружных семей, а не одна дружная семья - это абсурд. Тем более, что конституция РФ разрешает любым имуществом владеть как единолично, так и совместно с другими лицами». По его информации, в подобном положении сейчас оказались, как минимум, 600 жителей Подмосковья.
Выступавшие на слушаниях чиновники упирали на то, что на сельскохозяйственных землях, выделенных для садоводства, не могут находиться дома, имеющие признаки многоквартирности. А также пытались донести до членов Общественной палаты масштаб проблемы в целом и связанных с ней собственных трудностей в частности.
По словам замминистра строительства правительства Московской области Александра Чугунова, застройка жилыми домами садовых участков, уже превратилась в доходный бизнес.
При этом, занимающиеся таким бизнесом «в конвейерном порядке» физлица ни за что не отвечают. «Мошенники, не являющиеся членами товарищества, находят заброшенные участки, договариваются с владельцами и строят на них многоквартирные дома, - рассказал замминистра. - Мы этих людей знаем, и прокуратура знает, установлено уже около 150 таких объектов. А поскольку возводит их физическое лицо, ответственность его, как застройщика, не определена. И если завтра там обвалится плита, а такие случаи есть, виновата будет местная власть - почему не надзирала за строительством?».
По мнению Чугунова, граждане, покупающие квартиры на дачном участке, знают, что по законодательству он предназначен для разведения огурцов, а не для жилищного строительства. И, кроме того, есть еще сами садоводы, интересы которых власти должны защищать. «Представьте, что приехав на свой участок, вы обнаружите по соседству зарегистрированный, как садовый сарай, цех по производству пластмассовых изделий и живущих прямо в нем гастарбайтеров, - предложил замминистра. - И это реальная ситуация. А вот у меня полученная буквально вчера жалоба - числящийся по документам маленький садовый дом оказался огромным строением площадью более 5 тыс. квадратных метров. И дальше эмоции соседей: "чиновники - коррупционеры не принимают меры".
Впрочем, к жильцам дома №178 в самом товариществе никаких претензий нет.
Как заявил председатель комиссии по защите законодательства СНТ "Круиз" Денис Уткин, на территории товарищества есть факты строительства "муравейников" без коммуникаций и мест для парковки машин. Но это совсем другая ситуация. "На двух соседних участках по шесть соток построен 32-квартирный дом, застройщик которого, продав эти квартиры, ударился в бега, - рассказал Уткин. - Сейчас объявился еще какой-то хозяин этого дома, который продает квартиры уже по второму разу. Мы давно обращались по этому поводу в администрацию, но там все заволокитили. А теперь проснулись и подали иски на все дома с признаками многоквартирности".
Что касается дома №178, то, по словам Уткина, в ноябре его судьбу обсуждали на собрании в СНТ, и ни один член товарищества не высказался против его существования, "никому он не мешает".
"Площадь этого дома всего 650 квадратных метров, это обычный коттедж, индивидуальные собственники на одну семью имеют большие строения, - заявил Уткин. - Когда кругом столько нарушений, надо заниматься сначала более опасными. А к добросовестным гражданам подходить индивидуально".
Впрочем, по словам чиновников, исполнительная власть сама ничего не решает, а лишь исполняет закон. "У нас нет права узаконить этот дом, пусть нам поможет сделать это суд, - заявил начальник управления по строительству и транспорту Ленинского района Александр Ключевский. - Но если суд принимает решение о сносе, значит что-то там не так".
Предложение жильцов дома не перекладывать решение на суд, а заключить мировое соглашение и отозвать иск не получило отклика у чиновников, опасающихся создать прецедент.
"У нас десятки таких домов в „Круизе", „Дарах природы", „Гавриково", „Язово", и во всех вопиющие нарушения, - заявил представляющий в суде интересы муниципального образования главный специалист районной администрации Алексей Пукай. - И завтра мы должны будем отвечать гражданам, ведущим обычный дачный образ жизни, на вопрос, почему мы узаконили эти „короны", из-за которых у них нет ни солнца, ни коммуникаций, ни проезда. Мы по формальным признакам определили первичные нарушения, акт муниципальной проверки приложен к иску, и пусть суд разбирается".
Участвовавший в слушаниях руководитель правовой службы некоммерческого партнерства "Управдом" Леонид Чаленко предложил жильцам злополучного дома подать встречный иск к администрации района, а пока суд будет рассматривать дело, говорит он, ситуация изменится - с 1 июля эта часть Ленинского района войдет в черту новых границ Москвы, земли сельхозназначения будут переведены в земли поселений и дома автоматически станут законными. На это Пукай посоветовал гражданам "не обольщаться".
После этого слушания окончательно превратились в скандальное ток-шоу: жильцы кричали, что чиновники специально "зачищают" территории, отходящие к Москве, чиновники обвиняли жильцов в том, что в погоне за дешевым жильем они сознательно нарушали закон. Испуганно плакал грудной ребенок. "После того, как снесут наше единственное жилье, он вообще окажется на улице", - заявила его мать Надежда Романова в ответ на то, что малыша следовало оставить дома, а не приносить в Общественную палату.
"Вопрос остается открытым, - прекратил дискуссию руководитель межкомиссионной рабочей группы по организации экспертной деятельности, член совета палаты Владислав Гриб. - Перенесем заседание на февраль. А пока направим нашу позицию в администрацию Ленинского района, и в суд.
Я понимаю проблемы местных властей, но нельзя причесывать всех под одну гребенку, да еще начиная с тех, кто хуже защищен. Почему-то никому не приходит в голову сносить огромные дворцы на Рублевке".
По мнению председателя правления общественной организации "Справедливость" адвоката Андрея Столбунова, ситуация представляет собой яркую иллюстрацию поговорки "закон, что дышло". "Сначала строительство было узаконено решением суда, признавшим соблюдение строительных норм и определившим доли собственников в натуре, потому, что Гражданский кодекс не запрещает делить один объект недвижимости между несколькими собственниками, - заявил Столбунов „Газете.Ru". - Но потом появилось распоряжения из области „навести порядок", пошли „жалобы", и под воздействием административного ресурса сейчас те же самые суды начинают менять свою позицию". По мнению юриста, "лишать людей жилья и собственности - антиобщественно и антизаконно", подобные действия принесут "огромный вред", а их социальные последствия "будут ужасны".
Автор: Варвара Петренко
Новости Недвижимости