Вратарь мини-футбольного «Сибиряка» Густаво Лобо Парадеда - личность крайне любопытная и незаурядная.
Год назад голкипер получил российский паспорт и перестал считаться в нашем чемпионате легионером, а в сентябре этого года, в 32-летнем возрасте, дебютировал в сборной России. Любопытно, что он, уроженец Бразилии, стал первым за долгие годы игроком «Сибиряка», вызванным в главную команду нашей родины.
Уже потом его примеру последовал нападающий Николай Плахов. В середине ноября они вместе защищали честь страны на международном товарищеском турнире в Иране. Тогда же Густаво стал мастером спорта России.
Не заметить ведущих игроков «Сибиряка» было попросту невозможно: новосибирский клуб стремительно ворвался в число лидеров суперлиги. В прошлом году команда произвела в чемпионате настоящий фурор, завоевав бронзовые медали. Держится в тройке она и сегодня.
В конце октября состоялось еще одно знаменательное для вратаря как в личном, так и профессиональном плане событие. Он ненадолго вернулся на родину, находясь при этом по другую сторону баррикад: сборная России приняла участие в международном турнире «Гран-При» в Бразилии. В финале наша команда, ворота которой защищал «сибиряк», соперничала с титулованными хозяевами. Наши уступили в дополнительное время (2:1), но игру Густаво отметили все, а сам он признал, что та встреча для него - одна из самых важных и памятных в карьере.
Густаво - не первый натурализованный бразилец в составе мини-футбольной сборной России. Так, сейчас его партнерами в ней являются дважды его соотечественники Сирило и Пула. Да и вообще, бразильские футболисты в нашей стране давно уже не редкость. Но сколькие из них более или менее сносно изъясняются на русском? Единицы. Большинство же вместо того, чтобы попытаться, сразу придумывают всяческие отговорки про трудность нашего языка. А вот Густаво взял и освоил «великий и могучий», да так, что без всякого стеснения дает на нем развернутые интервью. Неудивительно, что он быстро стал своим парнем и в «Сибиряке», и в нашей сборной. «Привет!» - протягивает мне руку улыбчивый и изрядно «обрусевший» вратарь."Забил около 50 голов"
- Начинал с большого футбола, лет в шесть, рано. Почти шесть лет играл нападающего. В 12 - перешел в мини-футбол и сразу оказался в воротах. В 16 лет начал выступать на профессиональном уровне. В 24 года я подписал годичный контракт с казахстанским «Кайратом», потом продлил его еще на четыре сезона (в составе этого клуба Густаво пять лет подряд делал золотой дубль, выигрывая чемпионат и кубок страны. - Прим. авт.). Когда срок договора закончился, я перебрался в «Сибиряк», - сжато пересказывает свою футбольную биографию голкипер.
- Почему же так радикально сменили свое амплуа при переходе из большого футбола в мини?
- Так получилось... Когда пришел в футзальную школу, тренер предложил отыграть занятие в воротах: «Хочешь - попробуй». Я попробовал. Тренеру понравилось - так до сих пор там и играю.
- Вы даже забивали за «Сибиряк». А сколько у вас всего голов за карьеру?
- Ой, надо посчитать... Помню, что в свой второй сезон в Казахстане я забил 13 голов. Достаточно много для вратаря (улыбается). А всего забил, наверное, около 50 мячей, но специально я не считал.
- Как вам, голкиперу, удалось «наштамповать» 13 голов за сезон?
- В том сезоне у нас был тренер, который практически при всех схемах, стандартах задействовал вратаря. Я участвовал в розыгрыше штрафных, аутов, угловых. Часто играли пять на четыре. Тогда же мы дошли до полуфинала Кубка УЕФА.
- Любите подключаться в атаку?
- Да, конечно! Я это люблю. Понятно, что моя главная задача - не пропускать, выручать. Но мне так же приятно помочь команде забить. Когда Темур (главный тренер «Сибиряка» Темур Алекберов. - Прим. авт.) говорит играть пять на четыре, у меня сразу поднимается настроение (улыбается).
- В детстве у вас был вратарь-кумир?
- Поскольку до 12 лет я играл нападающего, то и следил в основном за форвардами. Потом, когда я уже занялся мини-футболом, примером для меня стал вратарь сборной Бразилии Сержиньо. Он выиграл два чемпионата мира и, несмотря на большую конкуренцию, десять лет был первым вратарем сборной - держаться столько на таком высоком уровне очень тяжело.
- А из большого футбола? Должно быть, вам больше импонируют такие атакующие вратари как парагваец Чилаверт или бразилец Рожерио Сени?
- Не сказал бы. Просто я хорошо играю ногами, так как имею навыки полевого игрока. Конечно, я знаю историю. Конечно, знаю, кто такой Яшин. Да все в Бразилии о нем слышали! Когда я получал российское гражданство, то думал о том, что буду защищать те же ворота (пусть и в уменьшенном варианте), что защищал великий Яшин. Для меня это очень почетно.
- В клубе с вами случаем не советуются, когда собираются приобрести очередного бразильца?
- Были такие периоды. У меня установились прекрасные отношения с президентом клуба (Григорием Власовым. - Прим. авт.). Для меня он не просто начальник, он для меня почти как брат. Когда «Сибиряк» только вышел в суперлигу, конечно, было много всяких вопросов, и я помогал как мог. Думаю, Григорий, как президент, меня слышал. Он ведет команду правильной дорогой - это показал прошлый сезон.
- В роли переводчика в команде выступать не доводилось (в настоящее время в клубе есть штатный переводчик. - Прим. авт.)?
- Бывают такие ситуации. Когда нужно, Темур сам меня об этом просит. Без проблем - я помогаю с удовольствием. Для меня это только плюс, ведь это дополнительная практика в изучении русского.
- Слышал, что со своей супругой вы познакомились в Казахстане (она известная в этой стране певица, выступающая под псевдонимом Руна. - Прим. авт.). А как это произошло?
- У команды был выходной, мы пошли на дискотеку - там я и встретил Зарину. Она родом из Алматинской области. Поженились через полтора года в Бразилии. У нас двое сыновей. Старший - Рафаэлло, ему четыре года, младший - Леонардо, ему - два."Чувствую себя на 21"
- Могли когда-нибудь предположить, что в 30 с хвостиком лет дебютируете в сборной, да еще не родной для вас страны?
- Когда у тебя есть желание, качество игры, возраст не важен. Конечно, 32 - это уже ближе к тренеру, чем к молодежи. Но самое важное - это то, что у тебя в голове. Я не чувствую себя на 32, скорее, на 21-22 года. Так что, думаю, у меня впереди большая дорога в сборной.
- Тяжело давалось решение о принятии российского гражданства и выступлении за нашу сборную?
- Нет, довольно легко. Я долго играл в Казахстане, а там тоже говорят на русском. Мне здесь комфортно, я чувствую себя уже почти русским. Сейчас я провожу в России больше времени, чем в Бразилии. Мой дом уже тут, а не в Бразилии.
- Как вас приняли в сборной России?
- Отлично! Очень приятно, когда тебя ценят вдали от родины. Считаю Россию одной из лучших команд мира. В сборную я ездил уже три раза: мы выступали в Иране, Португалии, Бразилии. Но, повторюсь, для меня это только начало. Я не старый. 32 года - это немного для вратаря, это как раз самый хороший период. В декабре у нас будет отбор к чемпионату мира, в феврале - чемпионат Европы, а в ноябре следующего года - сам мундиаль. Я хочу участвовать во всех этих соревнованиях и каждый день работаю с этими мыслями.
- Последний раз вы ездили в национальную команду вместе с Николаем Плаховым. Обсуждаете с ним здесь дела сборной?
- Конечно. Тем более, у сборной немного другая тактика, нам есть что обсудить. Колю вызвали первый раз. Зная друг друга, нам проще взаимодействовать на площадке. В последнем матче у нас сработала клубная связка: я отдал передачу - он забил победный гол. Знаю, что тут в Новосибирске и в самом «Сибиряке» все за нас очень радовались.
- Интересно получается: жена у вас из Казахстана, вы сами из Бразилии, а теперь вы вместе находитесь в России. А где планируете жить после завершения карьеры?
- Пока, конечно, в России, а дальше посмотрим. Пока рано об этом говорить - еще не прошло и года, как я получил российский паспорт. Я живу сегодняшним днем.
- Насколько часто бываете на родине?
- Минимум два раза в год. Улетаю в Бразилию в декабре, справляю там Рождество, Новый год. Ну и отпуск тоже там провожу - в этом году отдыхал полтора месяца: пляжи, океан...
- Зарине в Бразилии нравится?
- Да, мы с удовольствием туда летаем. Она очень хорошо говорит по-португальски.
- То есть вы начинали общаться на португальском?
- Нет, на английском (я изучал его в школе до 16-17 лет, знаю какой-то минимум). Русский я тогда совсем плохо знал. Со временем я все лучше говорил на русском, а она - на португальском. Как я всегда говорю, у любви нет преград. Язык - любви не помеха. Мы сразу друг друга понимали.
- Как она изучала португальский?
- Она отлично знает английский, и португальский давался ей не тяжело. Через полтора-два месяца она уже более-менее нормально на нем общалась.
- Вы верующий человек?
- Да. У меня в родне все католики. Но сейчас я редко хожу в церковь. У меня двое маленьких детей - я занимаюсь ими почти все свободное время. Я верю в Бога. Не важно, какая у тебя религия, главное, что он есть, и мы должны в него верить.
- Для вас, как вратаря, важно сыграть красиво, на публику?
- Нет, моя цель - играть не на публику, а на команду, и пропускать как можно меньше голов. Если вратарь в футзале пропускает не больше двух мячей за игру, то у команды хорошие шансы на положительный результат.
- На трибуны, своих близких во время матча внимание обращаете?
- Иногда. Жена временами кричит на португальском, и, хочешь ты этого или нет, но обращаешь внимание (улыбается). Когда кричат мои дети - тоже, ведь это родной голос. Меня это приободряет.
- Колумбийский вратарь из большого футбола Рене Игита изобрел «удар скорпиона», эффектно отбив мяч в товарищеском матче с англичанами. А вы на подобные трюки когда-нибудь решались?
- Нет, вы знаете, так лучше не рисковать! Конечно, Игита - легенда футбола. Тем более, Колумбия - рядом с Бразилией, и мы его прекрасно знаем. Но он, скорее, вратарь-шоумен. Я же считаю так: чем голкипер проще, спокойнее играет, - тем для команды лучше.