А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.

Как Шаляпин cпел по-латышски

Мастерство его исполнения завораживало, красота тембра восхищала, и он буквально ошеломил слушателей мощью голоса

Великий русский бас Фёдор Шаляпин чувствовал себя в Советской России невостребованным. Он первым получил звание народного артиста Республики, но это недолго тешило его самолюбие, как и назначение на пост художественного руководителя Мариинского театра. Перед отъездом на гастроли в Америку в 1921 году Фёдор Шаляпин посетил Латвию.

Летом 1921 года американский импресарио Сол Юрок через свою концертную фирму «Несравненная Анна Павлова» пригласил Фёдора Шаляпина на трёхмесячные гастроли по США. В контракте был обещан гонорар, в 10 раз превышавший сумму, которую певец получал в России! В начале августа певец получил разрешение на выезд из страны, подписанное наркомом внешней торговли РСФСР Леонидом Красиным. Официально Шаляпина отправляли в командировку для «обследования подготовки практического разрешения вопроса о вывозе русского искусства за границу».

Репетиция эмиграции

Неизвестно, каким образом певец должен был «обследовать подготовку», но перед отъездом в Америку Шаляпин прежде всего завернул в Латвию. «Вчера в 9.10 утра Режицким поездом в Ригу прибыл Шаляпин. Шаляпин одет хорошо, имеет свежий и здоровый вид и, по-видимому, в России не голодал. В общем, он не изменился, только немного поседел... Шаляпин заявил, что он спешит в Лондон и пробудет в Риге не более недели», - сообщила 11 августа 1921 года русскоязычная газета «Сегодня». Это была первая встреча рижан со знаменитым артистом после обретения Латвией независимости в 1918 году.
Однако, вопреки утверждениям журналистов, артист явно не торопился с отъездом. Первую неделю он провёл на даче у приятеля по Петербургу, бывшего артиста Мариинского театра певца Евгения Витинга. Затем перебрался в город, где для него за короткое время были организованы четыре концерта в Риге, в зале Национальной оперы, и один - в Эдинбурге (ныне Дзинтари). Так что последние летние деньки в городе были посвящены исключительно Шаляпину! А в начале сентября он ещё успел выступить с концертом и в Лиепае.

Вся Рига только и говорила о певце: он был по-прежнему красив, статен, сценичен и находился в великолепной вокальной форме. Мастерство его исполнения завораживало, красота тембра восхищала, и он буквально ошеломил слушателей мощью голоса. «Точно прорвавшийся сквозь теснины шквал, разливался по театру голос его!» - писал восторженный рецензент. Шаляпин пел много, с удовольствием, не скупился выступать на бис. Песни Шуберта, Шумана, романсы русских композиторов, народные песни, а также арии из опер были представлены в его программах.

Вместе с Шаляпиным с огромным вдохновением играли латвийские музыканты: пианист Паул Шубертс, виолончелист Николай Граудан и скрипач Арведс Норитис. В одном из последних рижских концертов Шаляпину аккомпанировал лиепайчанин по рождению и питерец по месту учёбы Макс Рабинович, которому певец предложил творческое сотрудничество. На протяжении последующих восьми лет они почти не расставались, выступая вместе в концертах по всему миру и делая записи на знаменитых граммофонных фирмах Европы и Америки.

Шаляпин вернулся в Россию лишь в марте 1922 года. Рассказывали, что большую часть заработанных средств ему пришлось сдать в казну советского государства и что это обстоятельство позволило певцу в очень скором времени оформить разрешение на новый, длительный выезд из России, теперь уже с семьёй. 30 июня 1922 года Шаляпин уехал из России, как выяснилось, навсегда.

«Неплохо поёт, подлец!»

В следующий раз рижане увидели Шаляпина уже в мае 1930 года. На этот раз он пел в Национальной опере - в «Борисе Годунове» и «Севильском цирюльнике».

1 мая на перроне вокзала его встречала огромная толпа поклонников. Композитор Янис Медыньш рассказывал: «На репетиции "Бориса Годунова" в последнем действии Шаляпин, играя Бориса, сидит на троне и слушает пение Пимена - Эдуарда Микельсона. Оно звучит очень хорошо. Шаляпин, наполовину как бы удивляется, наполовину с завистью говорит по-русски: "Неплохо поёт, подлец!"

Представление "Бориса" 3 мая шло своим чередом, но, когда во второй картине на сцене появился Шаляпин, кажется, в тень ушли все замечательные артисты - и Эдуард Микельсон (Пимен), и Николай Васильев (Самозванец), и Янис Ниедра (Варлаам), и Эльза Жубитис (Марина Мнишек). "Шаляпин поседел, его голос тронула первая ржавчина, но это не может уменьшить его потрясающее искусство, которое светит у гениального певца в каждой фразе, в каждом такте", писал один из критиков.

Шаляпин был не только прекрасным певцом, но и замечательным драматическим актёром, об этом знают все. Значительно реже вспоминают, что он обладал даром настоящего комедийного актёра. Рижская публика смогла в этом убедиться, когда 6 мая 1930 года он пел партию дона Базилио в Севильском цирюльнике». Шаляпин был безудержно комичен. Розину пела гастролёрша, потрясающая московская певица Валерия Барсова. За дирижёрским пультом стоял Теодор Рейтер. Спектакль получился блестящим! Комическим выглядело даже смешение языков, так как свою партию артист пел по-итальянски, арию «Клевета» повторил по-русски, а в ансамбле «Доброй ночи» по свидетельству современников, - на чистом латышском!

Справедливости ради следует отметить, что в «Доброй ночи» не наберется и десятка слов.

Пробыв в Риге неделю, он направился в Стокгольм, где выступил в Королевской опере, но пообещал вернуться.

Прощание с Ригой

Своё обещание Шаляпин сдержал. Он приехал в Ригу уже в апреле следующего года - пел в «Борисе» и «Русалке». Самые преданные поклонники утверждали, что в «Борисе» Шаляпин опять нашёл какие-то новые психологические нюансы. Особенно в сцене смерти Бориса каждый шаг, движение, жест создавали ощущение глубоких мук и страданий царя.
Здесь Шаляпина ожидала и встреча со старым другом, главным режиссёром Национальной оперы Петром Мельниковым. Когда-то они вместе работали у Мамонтова и в императорских театрах, и в дягилевских «Русских сезонах». В Риге они оба успели побывать на спектакле «Ревизор» с Михаилом Чеховым в роли Хлестакова и выказать восторги общему давнишнему приятелю. К тому времени в Риге из уст в уста переходила крылатая фраза критика Судрабкална: «Видеть Шаляпина - это счастье, но очень дорогое!» Цены на билеты были взвинчены до предела. Злые языки утверждали, что певец увёз с собою половину годового бюджета Национальной оперы.

Последний раз Шаляпин побывал в Латвии в 1934 году. В середине мая спел в Каунасе сольный концерт и засобирался в Ригу. Но не получилось. 25 мая он писал дочери Ирине: «Ехал в Ригу, а не попал - что-то там случилось, какой-то переворот. Спектакль мой и концерт отменили (force majeure)». Отмена концерта произошла по вине Карлиса Улманиса, устроившего 15 мая 1934 года в Латвии военный переворот.

Лишь в начале зимы, после концерта в Клайпеде, Шаляпин приехал в Ригу и выступил с концертом в зале Национальной оперы. На этот раз более всего отмечалась его прекрасная интерпретация обработок русских народных песен. «Великий, глубокий артист» - как сказал о нём композитор и критик Екаб Граубиньш - больше в Ригу не приезжал.