МТС продали долги своих абонентов коллекторам. А точнее, российскому отделению норвежского коллекторского агентства Lindorf. Около 400 тысяч владельцев тарифов МТС в общей сложности задолжали более 18 миллионов долларов. Долг каждого из них в среднем составляет около 50 долларов.
Трудно ли норвежским коллекторам будет выбить с русских сотовых неплательщиков долги, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Казалось бы, копейки. Ну, сколько может стоить телефонный звонок, пускай и за счет оператора. Несерьезные деньги. Однако 18 миллионов долларов долгов у абонентов МТС накопилось, констатирует гендиректор компании Telecomdaily Денис Кусков.
«Наибольшие долги у абонентов возникают, когда он выговорил некую сумму в роуминге, национальном, международном, или воспользовался какими-то дополнительными услугами оператора. При этом, не оплатив данные услуги, которые приходят постфакутм», - говорит Кусков.
Даже если у абонента был предоплатный тариф, и деньги на телефонном счету кончились, в роуминге какое-то время можно продолжать звонить за счет оператора, то есть в долг. Самый известный случай в новейшей мобильной истории России, когда абонент, правда «Мегафона», на Крите скачал сериал «Интерны», и попал на миллион долга. Правда, он затем выиграл суд, сумев доказать, что сотовый оператор его ни о чем не предупреждал. Эта история стала прецедентом, напоминает Денис Кусков.
«После этого случая все операторы стали присылать смс, где говорится, что оплата может приходить с задержкой, и сначала надо уточнить сумму. И второй момент, это ограничение по некой сумме, которая может быть использована. Если человек, допустим, уходит в минус на 3000 рублей, то у него отключается телефон», - добавляет Кусков.
В вышеописанном случае абонент был, конечно, столь наивным, что даже не догадывался о плате за скачивание контента в роуминге. Но, тем не менее, законопослушным, что и подтвердила фемида. А многие абоненты, точнее было бы их назвать сотовыми мошенниками, специально пользуются звонковыми кредитами сотовых операторов, чтобы затем эти долги не отдавать.
Выкинул симку, и забыл о ней. Абонентов много, на всех рук не хватит. А если и начнет оператор напоминать о долге, то что он мог, только вежливо убеждать оплатить счет. Теперь же ситуация принципиально изменилась. Не хочешь возвращать деньги, милости просим, под крыло коллектора. Он церемониться не будет, и применит все доступные по закону средства.
Утюгом прижигать не станет, но нервы подпортит капитально. А там дело, глядишь, и до суда дойдет, со всеми неприятными вытекающими последствиями. Конечно, коллектору придется непросто. Ибо долги абонентов сотовых компаний возвратить будет нелегко, считает директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.
«Взыскание телекоммуникационных долгов - это такая достаточно специфическая область. Дело в том, что долги эти обычно меньше, чем по кредитным продуктам банковским. Должники, действительно, часто уклоняются от погашения. И есть к тому же и ошибочные ситуации, когда, например, сим-карта была зарегистрирована не на того человека», - заявляет Жданухин.
По закону сим-карты сотовых операторов должны продаваться только по паспорту. Но реально на рынках и торговых центрах тарифы продают без всякого учета, кому попало. Таких нелегальных абонентов найти, в общем, тоже можно, но этот поиск не окупит себя, полагает Дмитрий Жданухин.
«Местонахождение, где находится сим-карта, в каком телефоне, с каким специальным номером, все это отслеживается. Но опять-таки цена вопроса. Т.е. я думаю, что вряд ли коллекторы будут специализироваться именно на таких вот сверхпроблемных долгах. Т.е. они будут, прежде всего, специализироваться на тех случаях, когда люди не заплатили, но их реальный адрес или их родственников известен», - добавляет Жданухин.
Пока долги своих абонентов продала коллекторам только МТС. Несмотря на то, что «Линдорф» - агентство норвежское, но в Питере у него есть российский филиал, который, естественно, работает в российском правовом поле.
Так что ездить задолжавшим абонентам в Норвегию и улаживать там свои дела, конечно, не придется. Что же касается других крупнейших российских операторов «Билайна» и «Мегафона», то по заявлениям их пресс-служб, они пока предпочитают работать со своими должниками сами.