Круговые перекрестки позволяют обходиться без светофоров. Это хорошее подспорье в борьбе с пробками. Но в Москве, в отличие от западных стран, использовать его в полной мере не получается из-за отсутствия дорог
Год назад в России были введены поправки в Правила дорожного движения (ПДД), согласно которым российским водителям пришлось учиться проезжать участки с круговым движением по-новому. Ранее приоритет имел въезжающий на круг, а после вступления в силу поправок «главными» стали водители, которые уже находятся на кругу.
Разговоры о целесообразности введения новых правил движения на круговых перекрестках велись на протяжении нескольких лет. Основным аргументом тех, кто выступал за смену приоритетов, был тот факт, что практически во всем мире круговое движение организованно именно таким образом. Однако эта инициатива пришлась по душе не всем: ее противники ссылаются на то, что новые правила противоречат российскому правилу «помеха справа» (первым проезжает тот, у кого нет транспортного средства по правую руку).
Между тем, западные эксперты давно установили, что отсутствие преимущества кругового движения ведет к образованию пробки на нем: машины, остановившись на кругу, блокируют движение во всех направлениях.
По словам немецкого специалиста по организации движения профессора Вернера Брилона, многолетние исследования доказали, что перекрестки с круговым движением могут значительно улучшить пропускную способность улиц. Однако круговой перекресток теряет свои преимущества, если вблизи от него есть светофоры.
Где любят ездить по кругу
Первые круговые перекрестки появились в начале XX века в Париже и Нью-Йорке, однако их оценили по достоинству лишь в середине века. Сейчас в мире насчитывается более 50 тысяч круговых перекрестков, и наиболее широкое распространение они получили в Европе.
Долгое время считалось, что круговые перекрестки можно устраивать только на больших площадях, но опыт Великобритании, где уже в конце 1960-х годов появились мини-круговые перекрестки, убедил многие страны, что они эффективны в самых различных городах. В 1980-е годы «круги» стали массово появляться в Швейцарии и Франции. Франция, к слову сказать, является одним из рекордсменов по их количеству.
А вот в городах Германии круговые перекрестки долгое время были «изгоями». Противники их введения говорили о том, что гораздо удобнее двигаться по прямым улицам, в то время как на кругу возникает необходимость перестраиваться. Предполагалось, что это приведет к увеличению числа ДТП. И лишь в 90-е, когда в стране начались эксперименты с созданием мини-круговых перекрестков, этот миф был развенчан. Согласно данным общегерманского автомобильного клуба (ADAC), круговое движение позволяет на треть снизить число столкновений. Сейчас круговые перекрестки в Германии очень распространены и новые «круги» продолжают появляться.
В США круговые перекрестки не пользуются такой популярностью, как в Европе, однако есть и исключения из правил. К примеру, в городе Кармель, который находится к северу от Индианаполиса, их насчитывается около 70-ти - больше, чем в любом другом городе Америки.
Местные жители любят их за скорость и эффективность, однако гости города, не привыкшие к столь странной для США организации движения, зачастую предпочитают ездить на такси. Мэр города Джим Брайнард рассказывает, что первая кольцевая развязка была построена в Кармеле в 1997 году, причем вдохновил на это местные власти опыт Великобритании. Эксперимент был настолько успешным, что круговые перекрестки стали появляться один за одним, превратив в итоге Кармель в «круговую» столицу Америки.
Одним из их основных преимуществ круговых перекрестков, по словам Брайнарда, является безопасность.
Исследования, проведенные Институтом дорожной безопасности (США), а также независимыми исследовательскими группами, показали, что введение круговых перекрестков понизило аварийность на 37%, а аварий, в результате которых люди получали травмы, стало меньше на 75%.
Местные жители, в свою очередь, говорят, что получается гораздо быстрее проехать несколько круговых перекрестков, чем аналогичное количество перекрестков с светофорами. Это подтверждают и различные национальные исследования, которые помимо скоростных качеств круговых перекрестков отмечают и экономию топлива. Однако, несмотря на успешный опыт Кармеля, в США до сих пор насчитывается лишь немногим более 3 тысяч круговых перекрестков.
Нет дорог - перекрестки не помогут
Глядя на успешный опыт западных стран по «внедрению» круговых перекрестков, волей не волей задумываешься, почему бы не использовать «круги» для решения российских транспортных проблем. Благо, теперь движение по таким перекресткам согласно новым российским ПДД, осуществляется в верном направлении.
Лидер практики «Инфраструктура» Александр Ованесов считает, что круговые перекрестки в отдельных случаях действительно могут помочь разгрузить трассы: «В этом есть логика - ведь на них нет светофоров».
Однако эксперты говорят, что в наших реалиях это в полной мере невозможно: виновата одна из исконных российских бед - дороги, а, вернее, их отсутствие. В первую очередь это касается Москвы.
«В столице только системные решения могут привести хоть к какому-то облегчению ситуации на дорогах. А в Москве дороги вместо 20% покрытия города, занимают 6-7% от его площади. О чем тут может идти речь?», - задается вопросом Ованесов.
При этом собеседник BFM.ru отметил, что это не единственная идея, которая не приживается у нас. «Вот, скажем, идея с выделенными полосами для общественного транспорта. Сама по себе она хороша, но для Москвы, когда у нас нет дорог, она неприемлема. Мы отбираем еще одну полосу у машин, и все просто встает окончательно», - сказал эксперт.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин согласен, что в Москве слишком мало дорог, и из-за этого самым действенным нововведением могло бы стать только их строительство. Все остальное уже вторично: «Дискуссия о том, какие перекрестки лучше, х-образные или круговые, продолжается вот уже больше 50 лет.
В некоторых случаях действительно лучше первые, в некоторых - вторые. Но принципиальным моментом является то, что города, в которых пробуют их варьировать, совершенно по-другому устроены. Там есть дороги, а мы можем в Москве какие угодно перекрестки вводить, хоть эллипсообразные, но нам это очень мало поможет».
Дорожная ситуация сейчас