В минувшую субботу на ступеньки кинотеатра имени Владимира Маяковского по одному выходили новосибирские (и совсем не новосибирские) поэты, чтобы прочесть свои и чужие стихи.
Поэтические чтения проходили в рамках поэтического фестиваля «Поэмания». Надо сказать, что на фестиваль впервые съехались поэты со всей России - были представители Москвы, Екатеринбурга, Кемерово , других городов. Правда, вот особого наплыва зрителей-слушателей в обозримом пространстве площадки перед театром Маяковского не наблюдалось. Может, не очень у нас поэзию любят. А может, не просто знают, где ее можно в Новосибирске найти.
Между чтениями стихов, российские поэты участвовали в дебатах на тему «Кто решает, какой должна быть поэзия?». А в заключительный день, на ступеньках кинотеатра, носящего имя «великого инноватора от поэзии» Владимира Маяковского, рассказали о том, какой должна быть поэзия и корреспонденту Сибкрай.ru.
«Постмодернизм - это плохо! И ничего личного»
Уже сегодня в Новосибирске станет на одно средство массовой информации больше - в интернете появится электронный литературный журнал «Трамвай». Один из изобретателей нового литературного журнала, двадцатилетний новосибирский поэт Анатолий Каплан вместе со всеми прочел со ступенек кинотеатра свои стихи.
Анатолий считает Маяковского «хорошим, ярким поэтом». Но с некими оговорками. Слово «жид», например, это «не очень хорошо». И «под власть прогибаться» - тоже. По словам Анатолия, поэтический журнал Новосибирску нужен, чтобы «сконцентрировать все в одном месте».
- Чтобы люди видели, что в Новосибирске тоже есть литература, - твердо и уверенно говорит Анатолий. - Московская монополия на литературу - это не правильно. Сейчас не то время, как было скажем 50 лет назад, когда в Москве было все, а у нас - совсем деревня. Важно фундаментализировать вокруг него литературу Новосибирска. У нас есть свои талантливые исполнители, поэты, музыканты. И это нужно все как-то «стягивать». Пока взялись за литературу. Во-вторых, нужен какой-то идеологический вектор. Потому что есть контекст глобальных каких-то проблем, на фоне которых страдания личности - это ничто. Мы хотим достичь литературы будущего, ведь постмодернизм преодолен и нам нужно что-то более серьезное. И вообще, на Россию постмодернизм действует разлагающе. Да и России вся европейская культура не подходит. Для нас есть два пути - либо мы продолжаем смотреть на Запад и умираем вместе с ними, либо смотрим на Восток и будем просто подавлены восточной культурой. Но так как не хочется быть ни с теми ни с теми, нужен свой вектор развития...
- Значит, постмодернизм - это плохо. А что тогда хорошо?
- Вот это самый сложный вопрос, что хорошо.... Постмодернизм - абсурден. Он делает существование человека бессмысленным. А что значит сказать, что существование человека бессмысленно в нашей стране? Да это означает, что нужно просто «завязывать жить». А мы не имеем на это право. Конечно, я не говорю о каком-то тоталитарном режиме, или даже режиме Советского Союза. Но человек должен понимать, что он человек, что он - личность. Развиваться. Понимать, что после него будет жить кто-то еще... Литература будущего должна формировать человека. Нужно отказаться от культуры потребления. Первое, чтобы я отверг в поэзии - это личные проблемы. Пока в тексте не обозначена какая-то глобальная проблема, в нем не может быть обозначено никакой личной проблемы. Личная проблема без контекста глобальной - это ничто. Это просто буржуйство, и именно плохое буржуйство.
- А что, бывает хорошее буржуйство?
- Бывает. Только это не буржуйство называется, а достаток.
- То есть, вы полагаете, что хорошая поэзия у «человека с достатком» тоже может быть?
- Я не уверен в этом, потому что не живу в достатке. Находясь в достатке многого не замечаешь, но... наверное, это будет какая-то духовная философская поэзия.
«Мирно сосуществовать, и находить собственную нишу»
Поэт и филолог, лауреат Премии Андрея Белого, москвич Дмитрий Кузьмин , одновременно является редактором поэтического журнала «Воздух» (называние относит к известной цитате из Мандельштама - про то, что «настоящая поэзия - это ворованный воздух»). Журнал выходит ежеквартально с 2006 года. Те, кто интересуется современной поэзией, могут найти электронный вариант журнала на сайте «Новая литературная карта России». Года три назад Дмитрий уже бывал в Новосибирске, «когда прекрасный поэт Иванев тоже проводил здесь некоторые поэтические чтения». В этот раз поэт и редактор тоже вышел на ступеньки кинотеатра Маяковского.
- Я считаю свой прямой обязанностью любить чужие стихи больше своих, - говорит Дмитрий Владимирович. - Поэтому я с удовольствием взял последний номер журнала и прочел несколько стихотворений Николая Звягинцева - московского поэта, одного из многих прекрасных поэтов, которыми богата земля русская.
Дмитрий говорит, что термин «инновационное искусство» придумал задолго до того, как он появился в активе президента Медведева.
- Это просто попытка заострить внимание на том, что не всякое искусство, которое делается сегодня, является современным искусством. Современное, инновационное искусство - это то, которое прибавляет что-то новое к нашему пониманию искусства, мира, человека и так далее.
- Молодежь вот, говорит, что она против постмодернизма...
- Думаю, молодежь не очень понимает, что это. Постмодернизм в последнее время стал таким «жупелом», и не все в итоге понимают, о чем идет речь. И обычно перед постмодернизмом понимается всеобщее осмеивание всего, но ведь это не совсем так. Постмодернизм - это не осмеивание. Осмеивание - это просто самая простая и очевидная форма постмодернизма. А постмодернизм - это, прежде всего, проблематизация того, что казалось до этого очевидным, попытка проверить то, что ранее принималось на веру. Мы все находимся в этой ситуации постмодернизма - хотим мы этого, или не хотим. Потому что мы все обязаны пересматривать то, что казалось незыблемым. Из простого: всю дорогу мы были убеждены, что стихи - когда «в рифму». Может быть, это и не имеет прямого отношения к постмодернизму - ведь отказ от рифмы в поэзии начался в начале XX века, потом был искусственно прерван, а сейчас опять возобновился. В рамках постмодернистской культурной ситуации, то, что, по умолчанию, кажется естественным, должно выявить свою условную природу. Но необязательно потом от этого отказываться. Если не отказываешься - это должен быть твой сознательный ответственный выбор: не потому пишешь в рифму, что так положено, а потому что рифма тебе для чего-то нужна. Это очень важно. И я думаю, что для молодых людей - которым не нравится сейчас слово «постмодернизм», потому что оно у них ассоциируется, условно говоря, с Сорокиным и еще с двумя-тремя именами - для них тоже эта позиция - важная. Мы видим, что лучшие молодые авторы стараются отойти от неких поэтических канонов. И правильно! Другое дело, что для того, чтобы от поэтического канона отойти, его нужно сначала хорошо знать... Проблема в том, что у среднего пишущего сейчас молодого человека, к сожалению, недостаточное представление о том, что написано за последние 50 лет в русской литературе. А ведь это огромные массивы блистательных текстов! И такие фестивали, отчасти, и служат для того, чтобы показать хотя бы нескольких живых действующих авторов. И, по возможности, может быть «заразить» желанием читать - чтобы молодые поэты были не как тот анекдотический чукча - не только писателями, но еще и читателями. Вот тогда они будут знать, что именно они собираются свергать с пьедестала и выбрасывать с парохода современности. И может быть, выяснится, что выбрасывать и не надо. А надо мирно сосуществовать. И находить собственную нишу.