Прошел месяц с того времени, как дополнительные торги на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) были отменены, а вместе с ними исчезла и множественность курсов национальной валюты.
С 20 октября на БВФБ начала работу единая торговая сессия, а курс белорусского рубля отправился в свободное плавание. В ожидании этого события представители деловых кругов и эксперты высказывали разные прогнозы по поводу выхода на единый курс национальной валюты - от мрачных до более-менее радужных. Какие из них оправдались и что будет дальше с рублем, корреспондент БЕЛТА анализирует вместе с экспертами по итогам первого месяца работы объединенной сессии.
С середины сентября на внутреннем валютном рынке Беларуси фактически действовало два обменных курса инвалют: официальный, устанавливаемый Нацбанком по итогам основной сессии на бирже, и рыночный, устанавливаемый по итогам дополнительной сессии, который превышал официальный в среднем в 1,5 раза. Чтобы покончить с множественностью курсов национальной денежной единицы, было принято решение с 20 октября перейти на единый курс и на единые торги.
В последний день работы дополнительной сессии, 19 октября, курс доллара составил Br8790, основной - Br5712. Курс евро на допсессии достиг Br12160, на основной - Br7892,84, российского рубля - Br283 и Br184,7 соответственно.
Начиная с 20 октября Нацбанк перешел к режиму «управляемого плавания» курса национальной валюты, когда курс определяется на основе рыночных механизмов - спроса и предложения с минимальными интервенциями Нацбанка, которые направлены исключительно на ограничения резких колебаний курса. В результате первых торгов на единой сессии курс белорусского рубля по отношению к доллару США был установлен на уровне Br8680 за $1, к евро - Br11900, к российскому рублю - 277. Равновесный курс белорусского рубля, как и прогнозировалось, установился между официальным и рыночным курсами, оказавшись гораздо ближе к рыночному. На протяжении месяца курс колебался в пределах Br8,5-8,8 тыс. за $1, вопреки прогнозам отдельных пессимистов, которые предрекали курс в Br12-15 тыс.
Решение об устранении множественности курсов было положительно воспринято всеми участниками рынка. По мнению большинства экспертов, установление единого обменного курса оздоровило ситуацию на валютном рынке. Как считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц, «у правительства не было другого пути». К этому шагу подталкивала макроэкономическая ситуация, сокращающийся объем золотовалютных резервов и прогрессивно растущее отрицательное сальдо во внешней торговле. «Этот шаг (по выходу на единый курс рубля. - Прим. БЕЛТА) можно отнести к полезному, хотя и вынужденному. Но эта мера, как горькое лекарство, дала возможность получить положительный результат - приостановить превышение импорта над экспортом», - считает эксперт. После установления рыночного курса значительно подорожал импорт. Вследствие чего существенно возросла конкурентоспособность экспорта в ценовом сегменте.
Развитие ситуации на валютном рынке стало предсказуемым: «Если раньше купить валюту можно было только на черном (сером) рынке, то теперь нет необходимости провоцировать предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, совершать такие сделки», - пояснил он. Также как положительный фактор эксперт отмечает создание благоприятных условий для продажи валюты экспортерами. Если раньше они «взвинчивали» курс на допсессии, чтобы компенсировать свои потери, то теперь необходимость играть на повышение отпала, равно как и надобность занижать поступление выручки в страну, чтобы не платить налог на прибыль с курсовых разниц.
Впрочем нельзя не заметить, что девальвация национальной валюты существенно сказалась на общем уровне жизни рядовых потребителей. «И сегодня общество в целом ждет какой-то предсказуемости в среднесрочной перспективе. Президент совершенно прав в том, что за экономическими реалиями, какими-то инструментариями в решении экономических проблем, нельзя забывать о людях. Думаю, что решения по выходу из сложившейся ситуации, которые предлагает правительство, дадут положительные результаты в среднесрочной перспективе, если придать им больше социальной ответственности», - считает Георгий Гриц.
Положительные изменения по итогам первого месяца после выхода на единый курс отмечают также в банковских кругах. Сейчас напряжения и ажиотажа на рынке валютно-обменных операций с населением нет, отметили в одном из крупнейших банков страны - ОАО «Белинвестбанк». По мнению заместителя председателя правления банка Владимира Тамашевича, это следствие принятых правительством и Нацбанком Беларуси мер по открытию дополнительной сессии на торгах БВФБ и дальнейших последовательных действий по выходу на единый курс. «Первоначально, когда появилась возможность беспрепятственно совершать валютно-обменные операции в обменных пунктах и кассах банков, наблюдался "отложенный спрос" на валюту со стороны населения. Но предсказуемость курса белорусского рубля дала уверенность населению в совершении операций с валютой, и ситуация на этом рынке стабилизировалась», - подчеркнул он.
Стабильная ситуация сложилась по объемам покупки валюты у населения. В ноябре в день банк покупает $600-900 тыс., проинформировал Владимир Тамашевич, добавив, что объемы возрастают перед выходными, когда население «сбрасывает» валюту для совершения покупок. По словам банкира, стабильность наблюдается и в объемах продажи валюты. «Мы покупаем валюты у населения больше, чем продаем. За две декады ноября положительное сальдо по доллару составило более $400 тыс., по евро - 1,2 млн. евро», - сказал он. При наличии избытка валюты часть от этого объема банк, как и другие банковские учреждения, продает на бирже, тем самым уменьшая давление на валютный рынок.
По итогам первого месяца после объединения курсов можно утверждать, что «управляемое плавание» идет в штатном режиме. Как и обещал Нацбанк, резких взлетов или падений курса с 20 октября не наблюдалось, хотя он и изменялся как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. Максимальный курс национальной валюты к доллару был зафиксирован 10 ноября - Br8850, минимальный - 31 октября - Br8450. К слову, во время работы дополнительной сессии максимальное значение курса доллара достигало Br9010 (13 и 14 октября), минимальное было отмечено 5 октября - Br7610.
Перед выходом на единый курс Нацбанк ожидал роста предложения и прогнозировал общую тенденцию к укреплению курса белорусского рубля, хотя не исключал, что в отдельные дни он будет и ослабляться. Это связано с тем, что валютная выручка поступает предприятиям (основным участникам торгов) неравномерно по дням. Также неравномерно у субъектов хозяйствования возникает потребность в белорусских рублях для уплаты налогов, выплаты зарплаты и других расчетов. Аналогичная ситуация складывается и по покупке иностранной валюты на бирже для расчетов по импорту.
Действительно, объем предварительных заявок на продажу возрос с выходом на единый курс. В среднем ежедневно за период с 20 октября по 21 ноября по доллару он превышал $40 млн., в отдельные дни достигал $50 млн., а 14 октября вырос почти до $63 млн. (это максимальное значение объема предложения за первый месяц работы объединенной сессии). Для сравнения, в октябре до выхода на единый курс уровень объема поступивших на биржу заявок на продажу долларов был относительно невысоким. 7 октября, например, он снизился до $3,3 млн., несколько дней держался на уровне более $4 млн. (12 и 18 октября) и около $7 млн. (5 и 6 октября), в остальные дни - до $20 млн. и выше. А максимальное его значение ($53,4 млн.) зафиксировано в последний день работы двух сессий.
Что касается объемов торгов по доллару на бирже после выхода на единый курс, то в первые три дня (с 20 по 24 октября) они были невысокие, в среднем около $22 млн. Минимальный объем совершенных сделок зарегистрирован 21 октября - $17,198 млн. В эти же дни отмечался и самый низкий спрос на доллары - от $14 млн. до $19,5 млн.
Как видно, участники первых торгов на объединенной сессии делали робкие шаги в направлении единого курса. Однако после того как нащупали твердую почву под ногами, стали шагать увереннее, их запросы стали амбициознее.
Средний объем предварительных заявок на покупку долларов с 25 октября по 18 ноября - $47,7 млн. В отдельные дни он снижался до порога ниже $40 млн., а 18 ноября зафиксировано минимальное значение уровня спроса на доллары - $30,7 млн. Но были и торги, на которых от участников поступали заявки на покупку американской валюты на общую сумму в $60 млн. и более (например, 9 ноября - более $68 млн.).
В целом объемы торгов по доллару на протяжении первого месяца работы единой сессии были достаточно высокие, в среднем - $41,1 млн. (минимальный 21 октября - $17,198 млн., максимальный 14 ноября - $59,099 млн.).
Колебания курса белорусского рубля к евро и российскому рублю за период с 20 октября до 18 ноября (максимальное и минимальное значения) - от Br11780 до Br12110 за 1 евро и от Br276 до Br292 за 1 российский рубль.
По данным БВФБ, всего зарегистрировано 32 члена секции валютного рынка. Как правило, в торгах по каждой из основных котируемых валют принимает участие 26-28 членов секции. В рейтинге 10 ведущих участников биржевых торгов по объемам заключенных сделок в октябре - Национальный банк Беларуси, 6 системообразующих банков страны (Беларусбанк, БПС-Сбербанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Приорбанк), а также Белгазпромбанк, Банк Москва-Минск и Белросбанк.
Каждого из нас, пожалуй, интересует вопрос: как будет меняться курс национальной валюты в перспективе? В отношении доллара США он уже довольно длительный промежуток времени находится в области близкой к Br8600 за $1. Тем не менее эксперты утверждают, что вести речь о закреплении такого курса национальной валюты в долгосрочной перспективе пока преждевременно.
«Колебания официального курса в первый месяц объединенной сессии естественны. Другое дело, что на протяжении этого периода он держится в среднем на уровне Br8,5-8,7 тыс. за $1. Но это не та стабилизация, которой следует ожидать. С точки зрения стабильности, я больше пессимист, чем оптимист, и думаю, что доллар будет укрепляться по отношению к национальной валюте», - прогнозирует Георгий Гриц. При этом он подчеркнул, что роль государства, в частности Нацбанка, заключается в том, чтобы, используя ЗВР, выходить на валютный рынок и делать цену местной валюты по отношению к иностранной предсказуемой. «Думаю, ожидаемые поступления валюты от продажи "Белтрансгаза", значительной доли МТС в близкосрочной перспективе, выделение второго транша ЕврАзЭС пополнят ЗВР страны. Но эти средства не должны лежать мертвым грузом, это не тот случай, когда деньги нужно накапливать и ждать форс-мажорных обстоятельств для их использования», - считает эксперт.
Отвечая на вопрос, каким будет развитие событий в курсообразовании к концу года, эксперт сказал: «Эти прогнозы чисто экономическими методами не могут быть просчитаны. Сегодня курс доллара влияет на уровень жизни рядовых потребителей, поэтому я бы относил прогноз на уровень социально-экономических факторов». Он пояснил, что, если решения правительства будут иметь социальную ответственность, Нацбанк продолжит политику по сдерживанию курса доллара, тогда к концу года курс белорусского рубля к доллару США может установиться на уровне не более Br9-9,5 тыс. «Если он выйдет за Br10 тыс., с точки зрения социальной ответственности это будет уже неправильно. Я бы отнес это к некому последнему социологическому рубежу, дальше которого выходить нельзя», - убежден эксперт.
Ирина Мясникова
Посмотреть курс валют