Кинематографистам предложили ввести кодекс чести. Накануне на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии премьер-министр Владимир Путин предложил создать свод этических правил для авторов фильмов. В качестве примера Путин привел кодекс Хейса, принятый в США в 30-м году. Может ли голливудский опыт пригодиться России, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Анна Щербинина.
Наркотики, нецензурные слова, преступления и откровенные сцены - это и многое другое, что могло негативно повлиять на моральные ценности зрителей были запрещено показывать в голливудских фильмах вплоть до 67-го года. Этический кодекс Хейса, на который сослался Владимир Путин на встрече с отечественными кинематографистами, был принят в Голливуде в 30-м году и долгие годы был неофициальным стандартом для производства фильмов.
Консервативное американское общество привыкло отслеживать нарушения этических норм в кино и на телевидении, но в нашей стране за этим необходим контроль сверху, считает режиссер Карен Шахназаров.
«На мой, и не только на мой взгляд, очевидно, что это очень актуально. Я смотрю уже матом по телевизору стали ругаться, понятно, что люди недовольны. Другой вопрос, как это сделать, чтобы это работало: где критерии, где оценки, как это превратить в действительно работающую систему. Или это будет только формально: поговорили и дальше продолжаем», - говорит Шахназаров.
В 67-м году Голливуд отказался от кодекса Хейса, как от реакционного и устаревшего. Всерьез пытаться перенять этот опыт сегодня нельзя, достаточно того, чтобы кинематографисты не забывали о своей ответственности перед зрителем, считает режиссер и продюсер Валерий Тодоровский.
«Мне кажется, что это выглядит сегодня, как некая пугалка. Мне кажется, что это больше связано не с созданием неких рамок и новых кодексов в России, а это больше имеет отношение к напоминанию нам всем о том, что мы делаем для людей и должны об этом помнить», - отмечает Тодоровский.
Премьер сразу оговорился, что подобный кодекс не означает введения цензуры. Но беспокойство на этот счет все равно появилось. Ссылка на кодекс Хейса не означает, что у нас немедленно начнется разработка подобного обязательного свода правил, успокаивает режиссер Алексей Учитель.
«Никто не собирается серьезно вводить что-то в виде запретительных мер, это скорее такой внутренний редактор должен быть у каждого продюсера, режиссера. А вот так, чтобы это было в виде утвержденных правил, этого не будет совершенно точно», - обнадеживает Учитель.
Ему вторит и исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков.
Представить, что это будет какой-то документ, мне трудно. Как это будет реализовано - это вопрос к участникам рынка, к тем же продюсерам, режиссерам, я не знаю, может Киносоюз на это среагирует. Для меня бы было очень важно, чтобы хотя бы эта тема обсуждалась", - добавляет Толстиков.
Толстиков также напомнил, что совсем недавно подобные обсуждения велись по поводу содержания телевизионных программ. И некоторых успехов, по его словам, удалось достичь. Возможно, и отечественный кинематограф, по мнению премьера переполненный сценами насилия, перейдет на систему самоконтроля.