ФАС считает, что замена обычной электрички в «час пик» на Курском направлении МЖД является нарушением законодательства со стороны РЖД. Монополист собирается обжаловать это решение в суде и утверждает, что заранее советовался с пассажирами
Федеральная антимонопольная служба посчитала, что «Российские железные дороги» нарушили закон «О защите конкуренции», сократив число электричек на Курском направлении Московской железной дороги в утренний «час пик». Речь идет о замене «социально значимой электрички» (1088 мест для сидения) на экспресс повышенной комфортности (671 место).
В сообщении, опубликованном антимонопольным ведомством, говорится, что дело возбуждено на основании обращения гражданина. Регулятор счел, что без учета мнения пассажиров замена привела к сокращению числа обычных электричек с 17 до 16. Также отмечается, что стоимость проезда в скоростном поезде в два раза выше, чем в обычной электричке.
В ФАС уверены, что подобные действия ущемляют интересы пассажиров. На основании решения о нарушении антимонопольного закона служба направит РЖД предписания, согласно которым, если перевозчик планирует отмену или замену электричек на экспрессы, он будет обязан провести опрос пассажиров по этому поводу. Также отмечается, что необходимо отдавать приоритет поездам, имеющим социальное значение.
Между тем, BFM.ru рассказали в пресс-службе РЖД, что к настоящему времени в адрес компании не поступило решение ФАС относительно нарушения компанией закона «О защите конкуренции». Как только соответствующий документ будет получен, компания намерена обжаловать это решение в Арбитражном суде Москвы.
«РЖД - владелец инфраструктуры, которую предоставляет перевозчикам, в данном случае "Центральной пригородной пассажирской компании" (ЦППК). В июле 2007 года она обратилась в РЖД с просьбой предоставить инфраструктуру для скоростного электропоезда повышенной комфортности "Экспресс". Обращение было обусловлено маркетинговыми исследованиями, которые проводились ЦППК. Было опрошено более 300 пассажиров пригородных поездов, следующих в Курском направлении в утренние часы пик. Результаты анкетирования показали, что опрошенные пассажиры положительно отнеслись к появлению скорого электропоезда на данном маршруте в обозначенное время», - сообщили BFM.ru в РЖД.
«В соответствие с существующим законодательством, РЖД обязано принимать все запросы от перевозчиков на предоставление инфраструктуры, однако пропускная способность на Курском направлении в пиковый период (в будние дни с 07:00 до 09:00) не позволяла ввести дополнительные "нитки графика", в связи с чем ЦППК было предложено заменить одну из 17 существующих электричек на скорый электропоезд повышенной комфортности. В существующем законодательстве отсутствует какое-либо указание на то, какой поезд является "социальным", а какой таким не является. Поэтому, ОАО "ЦППК" правомерно осуществила замену одного электропоезда на другой, руководствуясь мнением опрошенных пассажиров», - отметили в РЖД.
Найти компромисс
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев в беседе с BFM.ru выразил мнение, что к решениям, подобным замене обычных пригородных электричек скоростными, необходимо подходить очень осторожно. При этом он отметил: «РЖД иногда ради коммерческой эффективности реализует проекты, которые оборачиваются боком для пассажиров. Примеры есть самые разные. Если говорить не о пригородном железнодорожном транспорте, то это касается "Сапсана".
Эксперт считает, что необходимо учитывать мнения и интересы пассажиров, однако такой механизм для ведения этого учета, как опросы, выглядит не совсем реалистично. "РЖД должны и так владеть информацией о „населенности" вагонов в тех или иных пригородных поездах. И в компании должны понимать, чем могут обернуться для пассажиропотока изменения в сетке графиков. Конечно, про коммерческую выгоду забывать нельзя, но про интересы пассажиров - тоже", отметил Николаев.
При этом, по словам собеседника BFM.ru, в целом поднимать качество на пригородном железнодорожном транспорте действительно необходимо. "Скоростные поезда повышенной комфортности действительно нужны, но если их вводить, то нужно сделать так, чтобы график движения был удобен не только для пассажиров этих поездов, а для всех", - отмечает Николаев.
Стоит отметить, что ранее в интервью Business FM заместитель начальника департамента пассажирских сообщений компании РЖД Максим Артемов поделился мнением, что приемлемой ценой для пассажира является такая, когда он, используя электричку как средство транспорта для поездок на работу, то есть ежедневно, тратил бы на поездки до 10% своего ежемесячного дохода. "В некоторых регионах эти расходы граждан от их месячных доходов составляют 20-30%", - признал он, при этом отметив, что пригородные перевозки приносят компании убыток. По его словам, только с начала этого года он составили порядка 10 млрд рублей.
Досталось и "дочкам"
Ранее РЖД уже неоднократно становились объектом внимания ФАС. Так, в сентябре этого года антимонопольная служба возбудила дело против перевозчика и двух его "дочек" (Первой (ПГК) и Второй (ВГК) грузовых компаний). Служба подозревает РЖД в ущемлении интересов контрагентов. По данным регулятора, компании необоснованно завышали стоимость железнодорожных перевозок, злоупотребляя доминирующим положением на рынке. Жалобы подали сразу несколько предприятий. Эксперты считают, что совокупный штраф по этому делу может превысить 10 млрд рублей.
Еще в июле этого года министр экономического развития Эльвира Набиуллина написала письмо президенту РЖД Владимиру Якунину с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. В нем говорилось, в частности, что общее число заявок от крупных грузовладельцев, удовлетворенных РЖД, снизилось с 85-90% до 60%, а от малого и среднего бизнеса - с 75-80% примерно до 30%. При этом общий рост ставок за пользование вагонами достиг 30%.
В четверг, 17 ноября, в Москве центральным аппаратом Федеральной антимонопольной службы будет рассматриваться одно из подобных дел в отношении РЖД и ее "дочек". Поводом для его возбуждения стало обращение двух алтайских компаний, занимающихся зернопереработкой. В обращениях говорилось об ограничении поставок железнодорожных вагонов и резком повышении стоимости грузоперевозок. Также отмечается, что на протяжении последних месяцев алтайские зернопереработчики из-за нехватки подвижного состава испытывали серьезные трудности с вывозом продукции за пределы региона.
По словам начальника Алтайского краевого управления федеральной антимонопольной службы Степана Поспелова, дело будет рассматривать именно центральный аппарат ФАС, поскольку компании, которые подозреваются в нарушении антимонопольного законодательства, работают на общероссийском уровне.
Необоснованные обвинения
Стоит отметить, что в июле 2008 года РЖД опубликовывали официальное разъяснение о спорных ситуациях по применению антимонопольного законодательства.
В компании отмечали, что "Российские железные дороги" и их дочерние общества "в процессе своей хозяйственной деятельности неоднократно сталкиваются с обвинениями Федеральной антимонопольной службы в злоупотреблении доминирующим положением на рынке железнодорожных перевозок". В компании также отмечали, что согласно судебной практике, в подавляющем большинстве случаев такие обвинения были признаны необоснованными.
В среду в пресс-службе РЖД сообщили BFM.ru, что в декабре 2009 года управление ФАС по Ленинградской области приняло решение признать ОАО "СЗППК", отменившее пригородные пассажирские поезда по ряду направлений Октябрьской железной дороги, нарушившим антимонопольное законодательство. В итоге, арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в 2010 году посчитал решение и предписание антимонопольного органа недействительными.
Все автомобильные новости