МОСКВА, 24 сентября. Около 6% ежегодного оборота розничной торговли в РФ, или более 900 млрд рублей ($30 млрд) приходится на контрафактную продукцию. К такому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) в работе по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок («Русбренд»), пишет газета «Коммерсант».
За последние 3 года объем реализуемого в РФ контрафакта как минимум не уменьшился, а доли контрафактной продукции в целом сохранились, полагают авторы опубликованного вчера исследования ГУ ВШЭ. Доля контрафакта по рассмотренным в исследовании товарным категориям (алкоголь, гигиенические прокладки, лекарства, парфюмерия и косметика, спортивная одежда и обувь, табачные изделия, чай, кофе, чистящие и моющие средства) составила 24% оборота розничной торговли этими категориями или 6% общего объема оборота розницы в РФ в 2009 году.
Это «следует считать значительным объемом, особенно если иметь в виду, что учтены не все товарные категории, подверженные массовому и широкому распространению контрафакта», отмечается в исследовании - к их числу, в частности, относятся алкоголь и одежда и обувь (без учета этих двух категорий оценка ГУ ВШЭ также снижается с 24% до 8-9%). Массовое распространение контрафакт имеет также на рынке агрохимикатов (30%) и в фармацевтике (5-7%).
При этом тенденция сокращения доли контрафакта, наблюдавшаяся с 1990-х годов (тогда она могла достигать по отдельным позициям 70-80%, снизившись к 2007 году до нескольких процентов), к 2010 году практически иссякла. Потоки контрафакта перемещаются на локальный уровень: если раньше подделки преимущественно были иностранными (источниками их по-прежнему остаются КНР , Тайвань, Прибалтика, Украина, Казахстан и Туркмения), то теперь растет доля поддельной продукции внутреннего производства.
В качестве объяснения этому авторы называют несколько причин: кризисное сокращение внешней торговли, открытие иностранными компаниями производств в РФ, работу ФТС, эффективность которой отмечают почти все эксперты (так, в 2009 году службой было признано контрафактными в судебном порядке примерно 6,2 млн единиц продукции), и более слабый контроль внутреннего рынка. Последний фактор усугубляется тем, что одним из популярных сегодня способов ввоза подделок выступает импорт компонентов, из которых впоследствии уже в РФ собирается готовая продукция.
Индекс цен российских потребительских товаров