Неубедительное разоблачение Шекспира. Рецензия FashionTime.
Аноним / Anonymous
★★★☆☆
Режиссер: Роланд Эммерих (Roland Emmerich)В ролях: Рис Иванс (Rhys Ifans), Ванесса Редгрейв (Vanessa Redgrave), Джоли Ричардсон (Joely Richardson), Дэвид Тьюлис (David Thewlis), Рейф Сполл (Rafe Spall), Себастьян Арместо (Sebastian Armesto), Джейми Кэмпбелл Бауэр (Jamie Campbell Bower)
Граф Оксфорд Эдуард де Вер (Иванс) с детства любил поэзию и театр, но при дворе Елизаветы I это категорически не поощрялось - даром что сама королева к искусству была неравнодушна и в бурной молодости (Ричардсон), и в глубокой старости (Редгрейв). Отдавая свои пьесы начинающему драматургу (Арместо), граф сознательно отказывался от славы, но то, что в их договоренность вмешается неграмотный комик Уильям Шекспир (Сполл), не предвидели оба.
Будем откровенны: с таким, как у него, резюме («День Независимости», «Годзилла», «Послезавтра», «2012») немец Эммерих не должен удивляться ни шуткам, ни колкостям, ни тем более вопросам, направляемым в его адрес в связи с «Анонимом». Да, это его так называемый «персональный проект», снятая за смехотворные по режиссерским меркам 30 миллионов историческая драма об истинном авторстве произведений, подписанных именем Уильяма Шекспира, но любого нормального зрителя интересует одно - нашел ли Эммерих, что бы ему взорвать, в XVI веке.
С одной стороны, вроде бы нет - ограниченный в финансовых и сценарных средствах режиссер не пошел дальше одного поджога и пары умеренно кровавых расправ. С другой, то, каким деревенским дурачком тут выставляется Шекспир, не идет ни в какое сравнение с образом Елизаветы - ничего подобного мировая культура себе не позволяла примерно со времен известной песни Sex Pistols. Королеве в «Анониме» вообще страшно не повезло - ее молодую на удивление скверно играет Ричардсон, а когда дело доходит до ее матери Редгрейв, артистки принципиально иного калибра, Елизавета слишком похожа на смерть.
Излишняя старательность гримеров, дизайнеров, художников и, само собой, сценариста с режиссером вообще бросается в глаза - Эммерих явно жаждет очаровать случайного зрителя, вот только поляну для этого он выбрал, прямо скажем, болотистую. Первый час уходит на то, чтобы разобраться в хронологии флэшбеков и хитросплетении интриг, второй - чтобы привыкнуть к пропасти между исполнителями главной роли (зрелая, мастерская игра Иванса и неисправимая посредственность юного Бауэра, ранее замеченного в «Сумерках» и «Гарри Поттере», - один из неприятных контрастов, какими фильмы Эммериха славились всегда).
До лавины фактических неточностей, список которых уже сейчас занимает целую страницу «Википедии», Эммериху наверняка нет никакого дела - и правильно, историческая достоверность - не его козырь. Смущает другое - то, что привыкший глушить зрителей динамитом режиссер здесь их преимущественно усыпляет. На два с лишним часа экранного времени (мораль которых образцово прозрачна и на всякий случай проговаривается отдельно) приходятся два откровения: настоящего автора «Гамлета» и «Отелло» орально ублажала британская королева, а фальшивый раньше Игги Попа (Iggy Pop) с Питером Гэбриелом (Peter Gabriel) придумал стейдждайвинг.