Билеты на международные рейсы могут сильно подорожать, как минимум, на 40 евро. Об этом сегодня сообщили представители Минтранса. Как заявил директор департамента Олег Демидов, цена на билеты может вырасти, если российские авиакомпании станут покупать квоты на выброс парниковых газов.
На такую систему должны перейти с начала года все перевозчики, выполняющие рейсы в Европу. Подробнее об этом радио «Вести ФМ» рассказал председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.
«Вести ФМ»: Алексей Валентинович, здравствуйте! Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию, насколько серьезный финансовый удар может быть нанесен по российским перевозчикам?
Комаров: Я думаю, что в определенной степени вносится в эту дискуссию нотка драматизма и упомянутые вами 40 евро - это угроза не следующего года, а так, абстрактная угроза в перспективе. Дело в том, что система торговли квотами на выбросы вводится поэтапно и, собственно говоря, она начнет работать, начиная со следующего года и вход будет достаточно плавный.
«Вести ФМ»: Расскажите, как эта схема будет вообще действовать и насколько, на ваш взгляд, справедливы эти выплаты?
Комаров: Собственно, вся дискуссия как раз и связана с тем, что, по мнению российских перевозчиков, американских, индийских, китайских, система, введенная Европой в одностороннем порядке - это является системой несправедливой, решение это не базируется на международном праве и поэтому все авиакомпании этих стран, ну и государственные органы, пытаются сопротивляться такого рода решению.
А собственно механизм очень простой, то есть в рамках Киотского протокола предусмотрена торговля выбросами вредных веществ в атмосферу. Предусмотрен такой механизм, и этот механизм Европейский союз решил распространить на авиацию. При этом парадокс заключается в том, что они предлагают рассчитывать базу этих платежей, исходя из пройденного самолетом в данном рейсе километража.
Это означает, что если самолет, предположим, летит из Ганновера в Вену, это очень небольшое расстояние, это понятно. А если самолет летит, предположим, из Свердловска в Париж, то расстояние очень существенное, причем, над Европой проходит процентов 30 общего маршрута, а процентов 70 пролегает над Россией.
«Вести ФМ»: А деньги получит в итоге?
Комаров: А деньги получит в итоге Европа за все 100 процентов.
«Вести ФМ»: А почему бы нам не ввести такую же систему и не брать деньги с европейских перевозчиков?
Комаров: Понимаете, правомерность подобных решений лежит в плоскости государства. Это не в плоскости авиаперевозчиков, а в плоскости решений государственных органов. И сейчас прорабатываются разные возможные решения этой проблемы. Наиболее устраивающий всех и цивилизованный - это все-таки потребовать от Европы провести подобного рода систему оплат через Международную организацию гражданской авиации ИКАО. В этом случае эта система станет обязательной для всего мира, и механизмы взимания могут быть пересмотрены и на каком-то более справедливом уровне распределены.