Сегодня полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев провел совещание по Программе развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2025 года.
В работе совещания приняли участие заместитель министра энергетики России Андрей Шишкин, представители органов исполнительной власти регионов Дальнего Востока и ОАО «РАО Энергетические системы Востока».
В ходе совещания обсуждался проект Комплексной программы развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа до 2025 года, разработанной по заказу Минэнерго России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ ДФО и заинтересованными организациями.
«Для Дальнего Востока энергетика - это базовая отрасль. Сегодня мы имеем сложную энергетическую систему в регионе, из 9-ти субъектов Федерации только 4 соединены между собой сетями. Остальные регионы вынуждены содержать двойные мощности. Развитие электроэнергетики упирается в развитие сетевого хозяйства. Второе направление - это диверсификация топлива. Хорошо, что сегодня мы переходим на газ, а резервное топливо - жидкое топливо, но полностью исключать уголь из топливного баланса нельзя», - сказал Виктор Ишаев, открывая совещание.
Он также добавил, что в регионах иногда проводят не правильную тарифную политику. «Тарифы не должны резко повышаться, но если их вообще не повышать, то мы загубим всю энергетику. Не менее 20% средств необходимо вкладывать в развитие и модернизацию, если вкладывать меньше, то таким образом мы только консервируем отсталость», - подчеркнул полпред.
В свою очередь замминистра энергетики Российской Федерации Андрей Шишкин отметил, что в предлагаемом проекте Программы развития электроэнергетики учтены и расставлены приоритеты. Отдельной подпрограммой предусмотрено комплексное развитие малой энергетики. Он добавил, что в энерготарифе должна быть учтена инвестиционная составляющая. По его словам, важным элементом развития электроэнергетики на Дальнем Востоке является экспорт электрической энергии, в частности, в Китай и Японию.
Комплексная программа развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа до 2025 года разрабатывается в соответствие с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина.
Основными целями Комплексной программы являются: определение направлений развития отрасли на период до 2020 года с перспективой до 2025 года, сокращение инфраструктурных ограничений препятствующих социально-экономическому развитию федерального округа и создание условий для комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока.
Для достижения поставленных задач необходимо: модернизация существующих и строительство новых электростанций; строительство новых линий электропередачи и подстанций с современным оборудованием; реконструкция и техническое перевооружение электросетевых объектов, исчерпавших нормативный срок службы, состояние которых не соответствует нормативным требованиям; повышение пропускной способности и надежности электрических сетей.
Согласно проекту программы предполагается, что основными источниками финансирования должны стать федеральный бюджет и внебюджетные источники.
По прогнозным показателям планируется, что потребление электроэнергии в 2011-2020 гг. вырастет на 40%, а до 2025 г. электропотребление увеличится на 71%. Объем инвестиций в программу развития электроэнергетики до 2025 г. составляет более 588 млрд. руб. в ценах соответствующих лет.
В ходе обсуждения участники совещания отметили, что основными проблемами электроэнергетики Дальнего Востока являются:
- использование морально устаревших технологий сжигания топлива на ТЭС с КПД производства электрической энергии с максимумом до 32%;
- неоптимальный топливный баланс электростанций;
- старение и выбывание имеющихся генерирующих мощностей (износ более 62 %);
- протяженные линии электропередачи;
- неравномерные графики нагрузок (доля коммунально-бытовой нагрузки более 20%);
- значительное количество изолированных энергоузлов и зон децентрализованного энергоснабжения.
Другими причинами создававшегося положения являются: отраслевая замкнутость, изолированность энергокомпаний от потенциально эффективных проектов в промышленности и коммунальном хозяйстве, а также отсутствие согласованности в развитии генерирующего и сетевого потенциала. В электроэнергетике до сих пор не проводится оценка целесообразности инвестиций по народно-хозяйственной эффективности.
Перечисленные факторы, а также системные недостатки в тарифной политике (перекрестное субсидирование), отсутствие эффективных механизмов и четкой ответственности за реализацию программ модернизации и развития электроэнергетики на федеральном, региональном и корпоративном уровнях, привели к неравномерности размещения энергопотенциала в регионах с крайне негативными последствиями.
В связи с поставленными задачами топливно-энергетическому комплексу Дальневосточного федерального округа необходимо добиться снижения расхода топлива на производство электроэнергии при минимальных капитальных затратах, а также определить наиболее перспективные направления использования собственных и иностранных инвестиций.