Предрождественские распродажи начинаются в сентябре-октябре. Ритейлеры все чаще отказываются от традиции открывать сезон предновогодних скидок в четко установленное время, перенося его на раннюю осень. А некоторые начинают зарабатывать на Рождестве даже летом. Эксперты объясняют это снижением потребительской активности. Что ждать от новой традиции покупателю, выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Беляева.
Западные ритейлеры в этом году значительно расширили временные рамки распродаж. Крупнейшая в США розничная сеть «Уолмарт» запустила программу гарантии рождественских цен с 1 ноября до 25 декабря, что равнозначно акции предновогодних распродаж. Другие продавцы тоже заманивают покупателей - в Англии пригласили Санта-Клауса и открыли рождественские отделы и вовсе в июле. Эксперты не исключают, что все дело в разных сроках новогодних праздников - скажем, иудеи отмечают новый год в октябре. Христианское Рождество тоже отмечается по-разному - замечает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова.
«Православные, как известно, встречают Рождество 7января, европейцы - 24 декабря. Кроме того, по процедуре у них принято дарить подарки друзьям и знакомым в начале декабря. А это значит, что срок покупки подарков у них сдвинут на середину октября, начало ноября», - говорит эксперт.
Российские торговые сети, в основном, продуктовые, как правило, начинают новогодние распродажи в начале декабря, рассказывает пиар-директор торговой сети «Дикси» Лаврентий Губин.
«Накануне Нового года люди делают масштабные покупки: продуктов для праздничного стола и подарков. Поэтому все на рынке пытаются привлечь их к себе. Но и в течение года у всех торговых компаний проходят акции, особенно у тех, кто торгует продуктами питания и товарами повседневного спроса. Если есть товар, который необходимо продать, организуют акции. Можно назвать ее новогодней в июле, но это на грани абсурда», - уверен Губин.
Если начинать распродажи раньше, выиграли бы все - производители, продавцы и покупатели, возражает научный сотрудник Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптовых рынков Марина Кузьмичева.
«Если планировать заранее, и продавцам, и производителям было бы легче контролировать реализацию своего товара. Узаконенные скидки могли бы привести покупателя на рынок заранее», - говорит Кузьмичева.
Впрочем, у ритейлеров свой расчет- брендовые распродажи из люксового сегмента начнутся и вовсе 4 января - строго перед православным Рождеством. Делать шаг навстречу своим клиентам накануне Нового года они не собираются. Исключением стал кризисный 2009 год, когда дисконтная торговля стартовала в декабре. Но тогда продавцы боролись за изрядно похудевшие кошельки покупателей. Сейчас же спрос стабилен и нужды в ранних промоакциях нет. Зато покупателям стоит присмотреться к работающим в России представителям западных компаний: они открывают сезон распродаж накануне Рождества по Григорианскому календарю. И у российского покупателя есть шанс встретить праздники в обновках. При этом скидки планируется начать с 30% и закончить семьюдесятью. Это связано с европейской традицией- объясняет Татьяна Комисарова.
«Самые большие скидки перед самыми праздниками, ведь европейцы покупают подарки заранее, а в последний день цены падают. Это как елку покупать 31 декабря - а первого января она уже вам не нужна», - комментирует эксперт.
Кстати, елка, купленная в европейском супермаркете, будет очень даже ко двору - ведь наш Новый год и, тем более, Рождество празднуются позже Католического. Помимо скидок торговые центры меняют ради покупателей график работы - и если западные торговые сети открывают свои двери с 24 часов только в черную пятницу (день начала распродаж), то наши готовы торговать круглосуточно, привлекая покупателей лозунгом - «ночью дешевле».
Все новости о товарах