Подольских полицейских заподозрили в фальсификации уголовных дел. Следственный комитет проверяет местное УВД, после того, как стало известно, что многие уголовные дела в городе вели стажеры, не имеющие на это никаких полномочий. При этом ряд расследований был доведен до конца, а фигуранты дел отправлены за решетку, но ни одна инстанция не замечала подлога. Подольские правозащитники, тем временем, уверяют, что часто сталкивались с подобными фактами, а некоторые из них сами становились жертвами полицейского мошенничества. Подробности выяснял корреспондент радио «Вести ФМ» Николай Осипов.
По меньшей мере, 25 уголовных дел, расследуемых в УВД Подольска, оказались составлены на основе подложных документов. Это то, что стало известно Следственному комитету, где начали проверку местных полицейских, после того, как всплыла информация о том, что дела там вели стажеры-практиканты.
В СМИ даже попали фамилии полицейских: Школьняк и Кузьмин. А нарушения выявили благодаря признаниям одного подозреваемого в торговле наркотиками, который рассказал о схеме работы в УВД.
После этого стало понятно, что это не единственный случай, когда дела вели стажеры, не имеющие на это никаких полномочий. Хотя юристы поясняют, что сама процедура возбуждения дел не позволяет такого произвола со стороны одного сотрудника, тем более стажера, комментирует адвокат коллегии адвокатов «Князев и партнеры» в прошлом федеральный судья Александр Селютин.
«Должностное лицо, уполномоченное на возбуждение уголовного дела, принимает решение в виде постановления, то есть должностное лицо составляет постановление, копия которого незамедлительно направляется прокурору и прокурор, если признает постановление незаконным, его отменяет», - говорит Селютин.
Здесь получается, что действия стажеров не могли остаться незамеченными не только для начальства того же Следственного отдела УВД, но и для сотрудников прокуратуры. Теоретически можно предположить, что прокурора ввели в заблуждение, но поверить в это очень сложно продолжает Александр Селютин.
«Возможно, стажер писал, что он является следователем и соответственно прокурор не обращал на это внимания, хотя тоже вряд ли, поскольку надзирающие прокуроры обычно знают людей, которые работают в следственных подразделениях», - замечает Селютин.
Надо сказать, что правозащитников информация о нарушениях в УВД Подольска ничуть не удивила. Более того, оказалось, что у них полно претензий и к местной прокуратуре. В областном антикоррупционном комитете давно конфликтуют с подольскими правоохранителями.
Руководитель подмосковного комитета Сергей Королев рассказывает, как сам стал жертвой сфальсифицированного уголовного дела, якобы за его разоблачительные комментарии в СМИ по поводу операций с землей в подольском районе.
«В отношении меня было сфабриковано и возбуждено уголовное дело, оно было возбуждено таким же дознавателем, как на сегодняшний день было установлены сфабрикованные уголовные дела. Возбуждено было с грубейшими нарушениями», - вспоминает Королев.
Сергей Королев противостоит подольским силовикам с помощью писем в федеральные ведомства, в том числе Генпрокуратуру, и уверен, что местный прокурор Лукьяненко просто выполняет указание районного начальства, любыми средствами инициировать уголовное преследование правозащитника.
«Так как Лукьяненко был напрямую заинтересован в исходе этого уголовного дела, причем он мне заявил об этом на приеме, когда я к нему попал еще в мае 2010 года, что если я не понимаю, то, наверное, пойму, когда получу приговор. С учетом этого, я не рассчитывал ни на какое правосудие в Подольске», - рассказывает Королев.
После нескольких лет противостояния с правоохранителями Сергей Королев абсолютно убежден в том, что силовые структуры района изъедены коррупцией. Его история не имеет прямого отношения к скандалу с делами стажеров, но дополняют неприглядную картину. А тут еще один недавний пример, о котором узнал Сергей Королев, снова коррупция в следственных органах полиции.
Буквально две недели назад мне стало известно, не знаю по этому делу или нет, но в Подольске был задержан следователь, начальник отделения следственной части подольского УВД, задержан с поличным при вымогательстве взятки, скорее всего по также сфабрикованному уголовному делу. Там же по делу проходят три оперативника подольского УВД, которые на тот момент находились уже в розыске", - комментирует Королев.
Дела стажеров могли быть частью системы фальсификации дел. Возможно, просто для повышения процента раскрываемости, возможно с целью вымогательства денег. Но стажеры для таких махинаций достаточно удобны, поскольку формально от них всегда можно откреститься и списать нарушения на неопытность сотрудников.
С другой стороны все равно остаются вопросы, каким образом подлога не заметили остальные участники расследования, даже адвокаты подсудимых, рассуждает адвокат Александр Селютин.
«Удивителен тот факт, что адвокат должен участвовать при рассмотрении дела, и адвокат, если он был по соглашению, обязан раскопать это обстоятельство и вывести на свет то обстоятельство, что дело было возбуждено неуполномоченным лицом, а это фактически развал всего уголовного дела. Может, конечно, адвокаты были по назначению, когда рвение не такое сильное и дело проскочило в суд», - заявляет Селютин.
Представители УВД официальных комментариев по этой истории пока не дают. Известно, что фигуранты многих уголовных дел уже приговорены судом к различным срокам заключения. Теперь они теоретически вправе требовать полного пересмотра своих дел, а правозащитники считают, что контролирующим органам стоит перепроверить едва ли не все уголовные дела в подольском районе за последние несколько лет.