Почти тридцать лет длилось его молчание, пока в этом году не был снят фильм «Жила-была одна баба». Просмотр новой ленты сопровождался мастер-классом режиссера Андрея Смирнова.
Мастер-классы Андрея Смирнова в России - большая редкость. Маленький зал забит до отказа. Люди сидят на ступеньках. Режиссер, кажется, волнуется. Без вступительного слова сразу просит задавать вопросы.
После нескольких короткометражек Смирнов снимает один из самых лучших фильмов о войне - «Белорусский вокзал». Потом была «Осень» - в 1975-м, «Верой и правдой» - в 1979-м. И 30 лет молчания.
«Сдача картины, и тут ты должен был предъявить все лучшее, что у тебя есть. Тут-то и начиналось мучение, борьба за каждый кадр, за каждую реплику», - рассказывает режиссер и народный артист России Андрей Смирнов.
Не согласный с тем, что из его фильмов вырезают целые куски, режиссер уходит в сценаристы. Много снимается. Его пьесу «Родненькие мои» ставят по всей России. И только после распада СССР Андрей Смирнов задумывает новую картину. Точно помнит, когда родилась идея: в ночь с 23 на 24 декабря 1987 года. «Снять картину об Антоновском восстании», - записал он на клочке бумаги. Название появилось позже: «Жила-была одна баба». О новом фильме и говорили, в основном, на мастер-классе.
14 лет режиссер пишет сценарий: работает с архивами, изучает научные труды историков, обращается к любимым писателям - Бунину и Чехову. В Тамбовской области нет ни одного района, в котором бы он не бывал.
«Ходил, искал бабок, которым 80 лет, которые были маленькими детьми во времена Антоновского восстания, - рассказывает Андрей Смирнов. - Убедился, что никто ничего не помнит, память вытоптана буквально. Вытоптана, потому что молчали, два поколения молчали, боялись, родители не рассказывали детям».
Для «Одной бабы» недалеко от Тамбова Смирнов строит целую деревню из бревенчатых домов, в которых жили люди. Чтобы все было настоящее. Заказывает для актеров домотканые одежды без единого шва, как носили крестьяне в начале XX века.
Драма об Антоновском мятеже для Андрея Смирнова - не исторический фильм, а картина о человеческих отношениях, которые порой, по словам режиссера, приводят к катастрофе государственного масштаба.