Как работает магазин будущего, в котором побывал президент Медведев, можно узнать на 4-м Международном форуме по нанотехнологиям «Роснанотех-2011».
Умная касса, умная полка и умная тележка - российские магазины ждет технологическая революция, а нанотехнологии скоро появятся на полках супермаркетов и в корзинах покупателей. Наноперевооружение розничной торговли произойдет с помощью технологии автоматического распознавания товаров.
Магазины будущего без очередей и кассиров, а вместо штрих-кода на продуктах появятся наночипы с полной информацией о товаре - цена, производитель, срок годности. Продукты с такими магнитными нанометками можно будет прямо в тележке провезти через считывающую рамку и сразу узнать полную стоимость покупки.
Все дело в RFID технологии - радиочастотной идентификации товаров на расстоянии при помощи антенны и считывающего устройства. Это первая в России линия по производству радиочастотных антенн. Всего через несколько часов рулон фольги превратится в комплект нано-антенн. В технологии используется нанонапыление на полимерную поверхность. Производители говорят, что за такими антеннами будущее, они не только упростят процесс отслеживания товара, но и помогут бороться с контрафактом.
«Метка позволяет защитить любой продукт, включая фармацевтический, потому что она имеет свой идентификационный номер, который прописан в чипе. В этот чип можно вшить любую информацию, которую невозможно исправить», - поясняет генеральный директор компании из Хотьково Galileo Nanotech RFID Андрей Крушинский.
Сама технология не новая, она используется для дистанционного поиска товаров на складах, нанометками маркируют железнодорожные вагоны, чтобы отслеживать крупногабаритные грузы, они есть в карточках метро. Кстати, изобрели метод удаленного распознавания предметов советские ученые еще в 50-е годы прошлого века. Правда, тогда технология не была востребована и надолго легла на полку.
Теперь Россия станет первой страной, которая начнет использовать нано-антенны в розничных сетях для маркировки продуктов. Правда, представители сети признают, использование новой технологии влетает в копеечку.
«Производитель должен быть заинтересован в том, чтобы его продукция оснащалась радиочастотными метками прямо на производстве. Это, конечно, снизит стоимость и меток, и стоимость их нанесения, и это сделает технологию доступной в широком смысле. В этом плане мы ожидаем, что радиочастотные метки заменят традиционные штрих-коды», - подчеркивает технический директор магазина будущего Сергей Агеев.
Магазин будущего будет выглядеть так: покупатель набирает товары, снабженные нанометками, и просто опускает корзину в тоннель, оборудованный сканером. Считывающее устройство распознает каждый товар в группе и выводит полную стоимость покупки.
Для оплаты покупатель отправляется на электронную кассу, где может оплатить товары, чем пожелает - хоть мобильным телефоном. Наличные и банковские карты также принимаются. Российский проект - сплав технологического, отраслевого и финансового партнерства трех компаний. Он призван довести ноу-хау до коммерческого использования.
«Мы хотим, чтобы эта технология работала не в одной сети, потому что на уровне одной сети не будет достигнут коммерческий эффект от поставщиков товара до розничной сети и для покупателя, что самое важное. Здесь важно, чтобы эта технология максимально быстро распространилась на все торговые сети», - подчеркивает управляющий директор, РОСНАНО Георгий Колпачев.
Глобальный переход розницы на нанотехнологии, а именно такие цели ставят разработчики, пока вопрос времени и денег, но первый магазин будущего должен открыться уже в следующем году.
Все новости о товарах