Крупнейшие платежные системы Visa и MasterCard собираются продавать рекламным агентствам данные о покупках, которые делают держатели карт.
Используя эти данные, производители и продавцы рекламы смогут направлять пользователю информацию, соответствующую его потребительским предпочтениям. Сейчас нововведение коснется Соединенных штатов Америки. Корреспондент «Вестей ФМ» Виктория Пыркова поинтересовалась, насколько это возможно в России, и кто от этого выиграет.
Расплатись карточкой в заведении фаст-фуда, а через пару дней получи SMS с предложением записаться в фитнес-клуб. После приобретения мебели в спальню - сообщение о лучшем магазине постельного белья. Платежные системы Visa и MasterCard собираются продавать рекламным агентствам данные о покупках, которые делают держатели карт. Идея просто лежала на поверхности, восхищается управляющий партнер компании «2К-аудит - Деловые консультации Морисон Интернейшнл» Иван Андриевский.
«Выиграют потребители, потому что, чем точнее будут маркетинговые исследования, тем более точную информацию будут получать производители, и тем точнее они смогут сориентироваться в предпочтениях покупателя, создавая все более нужную и ценную для него продукцию», - заявляет Андриевский.
Это будет самая точная и самая ценная информация маркетингового характера, утверждает эксперт. Да, но только не совсем законная, поправляет его Александр Еким, председатель Московской коллегии адвокатов «Александр Еким и партнеры».
«Данные о ваших покупках и операциях, совершенных по банковской карте, охраняются специальным законом. На сегодняшний день в нашей стране такие сведения могут получать только ограниченное количество специальных органов и только по решению суда. Даже правоохранительным органам расширенные сведения выдаются только на основании судебного решения. Поэтому торговать данными о покупках - это граничащее с уголовным преступлением», - комментирует Еким.
Это граничит со вмешательством в личную жизнь, добавляет адвокат Александр Еким. Ведь некоторые покупки оплачиваются картами дистанционно по той причине, что потребителю неудобно делать это лично. Например, приобретать лекарственные препараты для устранения определенных проблем со здоровьем. Или товары интимного свойства. Эксперт Иван Андриевский уверен, что предельной конкретизации по каждому потребителю не будет. Лишь некие схемы-графики в помощь производителю.
«Больше всего это понадобится производителям, чтобы понять, что больше и лучше покупается в мире. Причем платежные системы могут эту информацию очень детально сегментировать по товарам, по покупателям, по возрастным и гендерным характеристикам», - считает Еким.
Сейчас такие возможности тоже есть, говорит заместитель директора департамента продуктов и услуг компания LETA Евгений Царев. Компьютерщики высокой квалификации могут проследить движение денежных потоков через банковские карты различных пользователей. А что и кому предложить, такой вопрос перед продвинутым производителем вообще не стоит. Есть масса способов это выяснить, например, через социальные сети, через телефон.
«Мобильный телефон может дать очень-очень много информации, и по текущему местоположению, и перемещению. Если два телефона пролежали в мотеле всю ночь рядом, можно уже сделать некий вывод. В любом случае, информационные системы проникли так, что их не выбить! Вы живете в социальной среде, в 21 веке», - говорит Царев.
Большой брат смотрит на тебя. Даже те, кто не делает покупки с помощью карты и не регистрируется в «Фэйсбуке», не могут считать себя в полной информационной безопасности. Найдется тысяча способов получить сведения о человеке. Распорядиться этим можно во благо - предлагая нужные товары, а можно и по-другому, и в этом самый большой минус.