«АвтоВАЗ» представил действующий прототип первого российского электрокара. Автомобиль выполнен на базе уже известной LADA Kalina. При этом у него есть ряд преимуществ в сравнении со стандартной бензиновой моделью: новинка экологически чистая, бесшумная и не менее мощная. Но серийному запуску пока мешает слишком высокая цена.
На лючке бензобака все еще наклеена табличка о применении неэтилированного бензина, но залить его уже некуда. На месте привычной горловины - разъем для подключения проводов. Других внешних отличий от серийной машины у первой «Электро-Калины» нет. Разве что на приборной панели вместо шкалы тахометра - амперметр, показывающий уровень потребления электроэнергии.
Под капотом 120-килограммовый аккумулятор, электромотор и редуктор. В привычном автомобильном измерении все это тянет на 80 лошадиных сил, но правильнее все-таки говорить «60 киловатт».
Плюсов у электрокара великое множество. Ну, например, нужно просто выбрать направление движения, назад или вперед, затем легкое касание педали газа и... абсолютно бесшумный автомобиль начинает двигаться.
Разгонная динамика приятно удивляет, она даже лучше, чем у бензиновой «Калины», но эту не нужно обслуживать, менять масло, фильтры, и самое главное - не надо заливать бензин. На одной зарядке машина провезет вас 150 километров, и все бы хорошо, если бы не цена. Эта «Калина» стоит 1,5 миллиона рублей, правда образец опытный, серийный, наверное, будет дешевле, но не настолько, чтобы стать массовым.
По мере нарастания скорости салон заполняется звуками. Среди них нет только моторного, зато качение колес и гул редуктора сливаются в симфонию взлетающего самолета. Конструкторы говорят, что редуктор еще не окончательно доработан и после финишной подгонки шестеренок неприятный гул исчезнет.
И в приятной тишине можно будет заняться экономическими подсчетами. Например, ресурс авто. Производитель аккумуляторов гарантирует 3000 циклов разряд-зарядка.
«Если по циклам заряда заряжать каждый день, то это примерно на 8 лет получается, если по пробегу, по 150 километров, то под полмиллиона километров», - говорит Андрей Сидоров, замначальника отделения автомобилей с альтернативными энергоустановками.
Впрочем, пока это все теоретические цифры, равно как и разгон до сотни и прочие технические характеристики. Силовая установка собрана сотрудниками «АвтоВАЗа» из импортных комплектующих. Российские готовятся к производству.
Сергей Курдюк, главный конструктор ОАО «АвтоВАЗ»: «Мы сотрудничаем со многими компаниями, в том числе и с "Роснано". У Роснано есть большой проект, по которому они собираются производить литиевые аккумуляторы, и в этом тоже наш интерес, потому что если это будет у нас в стране, то цены на источник питания будут ниже».
Аккумуляторы, самый дорогой элемент электроавтомобиля, когда-то выпускались и в СССР. На «АвтоВАЗе» разработка авто с альтернативным двигателем началась еще в 70-х. Было выпущено с десяток различных модификаций, от «Оки» до длиннобазной «Нивы», но в серию не пошла ни одна.
«Калина» - очередной этап освоения электроэнергии под капотом, с сохранением всех потребительских свойств малолитражки. После серии испытаний она будет готова к серийному выпуску. Если, конечно, в России начнет развиваться еще и инфраструктура использования электромобилей. Пока в стране нет ни одной спецзаправки.
Все автомобильные новости