В Москве проходит I Всероссийский музыкальный конкурс, поделенный на 4 года. Этой осенью лучших выбирают среди таких специальностей, как хоровое дирижирование, камерные ансамбли и оперно-симфоническое дирижирование. Накануне старта музыкальных состязаний председатель жюри хорового дирижирования профессор Московской Консерватории и руководитель Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова Борис Тевлин рассказал об условиях конкурса и поделился секретом - кто достоин стать лауреатом.
- Борис Григорьевич, сегодня много говорят о том, что I Всероссийский музыкальный конкурс возрождает традиции советского конкурса. Разве можно возродить то, что уже ушло и, кажется, безвозвратно?
- Конечно, можно. И нужно. Был такой Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. Выступая на нем в 1945 году, первую премию среди пианистов получил Святослав Рихтер. Так что это был очень престижный союзного масштаба - не международный. И, то, что сейчас мы вернулись к нему, очень важно, потому что по хоровой специальности проводится масса региональных конкурсов - московский (Академии хорового искусства), петербургский, магнитогорский - и каждый называет себя всероссийским. Но подлинно всероссийского в области хорового дирижирования не было, и им стал наш. Конкурс проходит по всем жанрам, в этом году будут участвовать три специальности - хоровое дирижирование, оперно-симфоническое дирижирование и камерные ансамбли. Условия придуманы интересные, жесткие, но важные.
В нашей профессии он необходим. Так как конкурс проводится на высоком уровне и в нем задействованы министерство культуры, политики, мы сумеем через него привлечь интерес к академическому хоровому пению, как к искусству, к специальности. Ведь с исчезновением Советского Союза практически исчезла и хоровая самодеятельность, а это была широкая форма образования в стране. Самодеятельные хоры старались попасть на международные конкурсы и, делая это, выступали там весьма неплохо. А сейчас - если умный и образованный губернатор, то самодеятельность хоровая есть: она существует на базе вузов или средних специальных заведений. Но если региональные власти не интересуются пением, все погибает и чахнет, потому что нет финансовой базы, нет поддержки, а по государственным телеканалам пропагандируется только эстрада, и не всегда качественная. А ведь хоровой дело - это основа русской музыкальной культуры. С церковного и народного пения началась музыка в России: еще не было никаких инструментов, а людей соединял хор.
- Как и кто отбирает конкурсантов? Или их просто присылают регионы?
- Положение о конкурсе было разослано по всей стране, и первые туры уже прошли в 8 регионах. Что очень важно, мы решили, что слушать конкурсантов будет постоянное жюри. Было выбрано 3 замечательных музыканта: возглавлял выездное жюри заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Юрий Ефграфов. С ним также ездили ректор Нижегородской консерватории, композитор и дирижер профессор Эдуард Фертельмейстер и известный дирижер, руководитель хора мальчиков Эдуард Маркин. А в каждом округе к ним примыкали рекомендованные члены жюри. Объехав все округа (осталась только Москва), они отобрали 16 человек на II тур.
Следующий этап сегодня начинается в Москве, и работать конкурсанты будут с двумя профессиональными коллективами - хором радио, который теперь называется «Мастера хорового пения» и Хором А.В. Свешникова. Коллективы подготовили по 8 произведений, итого 16, и каждый конкурсант обязательно должен будет продирижировать сцену свадьбы из оперы Шестаковича «Катерина Измайлова» (довольно сложная сцена), а, кроме того, они, по жребию, должны продирижировать акапельно (а cappella - хоровое пение без музыкального сопровождения).
- Жребий предполагает, что ты не можешь выбрать то, что тебе знакомо...
- Они должны подготовить все 16 пьес, а там - как карта ляжет.
- А есть какие-то произведения полегче - остается надежда на удачу?
- Мы составляли программу так, чтобы все пьесы были примерно одинакового уровня.
- Вы сказали про церковное и народное пение, но ведь по условиям конкурса в нем могут принимать участие только те, кто имеют специальное образование. Ни регенты, ни руководители самодеятельных хоров не допущены?
- Все могут участвовать, нигде не написано, что не берут регентов, есть только ограничение по возрасту от 18 до 32 лет. Тем более, что сейчас среди регентов немало людей с высшим образованием дирижера хора, я знаю много имен, кто регентуют, несут и духовную и хоровую культур в народу. Участвуй! Но есть положение I тура - надо было исполнить одно сочинение обязательное к дирижированию и три на выбор, среди которых одно по жребию - сыграть на фортепиано. Почему мы сделали обязательно игру на фортепиано? В знаменитом Московском Синодальном училище меньше смотрели на дирижирование, и гораздо больше на то, как учащиеся играют партитуру. Знаменитый хоровой дирижер Николай Михайлович Данилин говорил, что если ученик хорошо играет партитуру и разбирает голоса, то руками он всегда «промашет». Главное - уметь «раскрыть» партитуру. Так вот наше жюри мне рассказывало, что камнем преткновения для многих и стала партитура: не играют, а ковыряют.
- Получается, что конкурс сложный...
- А иначе и быть не должно. Если конкурс несложный, дирижируй сам себе.
- Помимо денежного приза, который, безусловно, ценен, есть ли какие-то «бонусы» для лауреатов? Каковы их перспективы?
- Единственное, что я могу, предложить кому-то из лауреатов выступить с хором Свешникова в концерте. Карьерное продвижение будет зависеть от Конкурса. От тех, кто его организовывает. Устраивать на работу мы, руководители профессиональных хоров, не можем, но продвигать, лоббировать будем. Скажем, если я увижу профессионально дирижирующего молодого человека или девушку, умеющих работать с хором, и поверю в него (или в нее), то с удовольствием помогу. Знаете, мы часто говорим: «Чтобы создать хор, нужны годы, а развалить - одна репетиция». По одной репетиции можно определить, будет ли человек профессионалом или окажется в школе в роли учителя пения. Не все умеют, не все любят с хором работать.
- Может быть, настало время поверхностных специалистов?
- Не знаю, у нас в Московской Консерватории готовятся отличные специалисты. Другое дело, что устроится на работу они не всегда могут, поэтому у нас наблюдается определенный отток: с визитной карточкой выпускника Московской Консерватории, они едут на Запад и там проявляют себя с лучшей стороны. Ведь на Западе нет такой формы образования как дирижерско-хоровые факультеты. И сколько я ни бываю у них, они всегда с завистью говорят о нашем образовании. Потому что специальность хорового, дирижера отличается от оперно-симфонического - тут надо много чего узнать в области вокала: как работать с голосом, как сделать интонацию. В оркестре дирижер пришел, взмахнул палочкой, и профессионалы заиграли - лишь бы был яркий, технически образованный дирижер. А в хоровое дирижирование - ювелирная работа.
- У современной молодежи есть интерес к этой профессии? Ведь раньше хоры были повсеместно, начиная с общеобразовательной и музыкальной школы. И попасть в них считалось привилегией. Помню, как мы волновались - возьмут ли, ведь мы выступали в Консерватории.
- Есть интерес. Конечно, у нас на отделении не такие конкурсы как на вокальном, где по 15 человек на место, но 2 человека на место есть. Хотя в советские годы - я сидел в приемной комиссии - было по 5-7 человек на место. Сейчас больше двух не бывает. Но ведь у нас во всех консерваториях есть такой факультет - пока еще не закрыли, но от министерства образования можно всего ожидать. Ходят слухи, что они хотят сделать просто дирижерский факультет с несколькими специализациями. Тогда произойдет акт разрушения нашей специальности.
- Может быть, следом за Конкурсом, следует искусственно реанимировать интерес к хоровому пению? Например, на телеканалах организовать шоу?
- На такие предложения они отвечают «не в нашем формате». И только канал Культура ведет продуманную политику образования художественной и музыкальной. Остальных больше интересуют эстрадные шоу.
- И никто не задумывается, что, например, в Прибалтике, хоровые конкурсы показывают по телевизору, и рейтинги у этих программ огромные?
- Прибалты сохраняют традицию, отсюда и рейтинги. А у нас в последние годы было закрыто Всероссийское хоровое общество. До революции Русское хоровое общество было чрезвычайно популярным, композиторы специально для него писали хоры. В 1957 году оно было возрождено Александром Васильевичем Свешниковым, а в 1984 году его закрыли, переименовав в Музыкальное общество, получилось всем и ни о чем. А прибалтийские страны сохраняли свои певческие традиции, хотя у нас эти традиции даже более древние. Но у них в советские годы праздники песни имели политический подтекст, они были формой сплочения нации. Каждое лето15, 25-тысячные хоры - смешанные, женские, мужские, детские - съезжались в Таллинн, и все объединялись через свою песню. Так и держались.
У нас тоже было нечто похожее - в 61-ом году я лично принимал участие в организации в Москве русских праздников песни - тогда их поддерживали городские власти. В Сочи мы делали хоры по 3 тысячи человек: там секретарь горкома (потом райкома партии) Сергей Федорович Медунов радел за эти праздники.
- Конечно, должен быть человек, которому это интересно и понятно.
- Должен быть человек, правильно. Во власти должен быть человек, которому не безразличны музыкальные проблемы народа. Потому что экономика и бизнес, конечно, важны, но народ строит свое общество через музыку, через художественную литературу. И, если народ будет темный, такой же будет и экономика.
- Совсем скоро вы будете оценивать конкурсантов. Что вы хотите увидеть в том, кто достоин первой премии?
- Это человек, который в течение 30 минут сумеет показать, что он хорошо слышит, интонирует. Человек, исполняющий партитуру, как она написана автором. Недаром Святослав Рихтер говорил, что «исполнение должно быть зеркалом партитуры», на этом воспитывается художественный вкус. У него должна присутствовать художественная выразительность, и обязательны навыки артистического, художественного исполнения. За 30 минут ты должен показать, что ты можешь работать. Я всегда говорю - кто много говорит, тот мало знает. Нам не нужны пустые декларации, надо дело делать, и тогда будет ясно, что перед нами профессионал.
- Среди ваших учеников есть такие?
- Есть, сколько угодно. У меня всегда хорошие ученики.
- Это ведь и заслуга преподавателя?
- А это уже другое интервью.