Заявление об уходе художественного руководителя театра имени Маяковского Карбаускиса - последний скандал в культурной жизни Москвы. Позже уходить режиссер передумал, однако тема стала главной в кулуарах съезда Союза театральных деятелей.
Минувший сезон вообще выдался жарким. Сначала бунт артистов против худрука театра Станиславского Александра Галибина. Потом та же Маяковка против Арцибашева и, наконец, Таганка против Любимова. Опасная тенденция, предупреждает председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. Именно с этим ближайшие 5 лет он и намерен бороться. Для чего и предлагает создать Дирекцию российских театров.
«Для решения кадровой политики, проблемы гастролей и так далее. Второе - для оздоровления театра нужна контрактная система. Третье - повсеместно должна быть принята концепция развития театрального искусства. Четвертое - необходимо продолжить диалог с властью. Пятое - восстановить институт главных режиссеров», - считает председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.
Дирекция российских театров, по мысли Калягина, займется подбором кадров для всех театров страны. Собственно, СТД делает это и сейчас. Только в форме совета. У дирекции же должно быть право назначать. Такого управления театрами нет нигде в мире. Хотя сама идея и не нова. В конце XIX века, например, существовала биржа театрального труда. Ее создал предшественник нынешнего Союза - Российское театральное общество. Без его санкции ни один артист тогда не мог получить контракт.
«Многие из нас, ужаленные советским временем, сразу представляют себе, что это будет какой-то диктат. А я думаю, если это будет, то это должно, наоборот, помогать театрам консолидировать свои усилия», - полагает первый зампредседателя Союза театральных деятелей РФ Евгений Стеблов.
Олег Басилашвили замысел находит спорным. Говорит, это вроде как создание второго правительства. Если проводить такую реформу, необходимо возрождать и меценатство.
«Надо вспомнить, как существовали театры до революции. На дотации были только, по-моему, Большой, Малый, Александринский театры. И Мариинский. Все. А остальные театры были частными театрами. Театр Станиславского и Немировича-Данченко, Московский Художественный и так далее», - напоминает Олег Басилашвили.
В провинции труппы с руководством театра ссорятся гораздо реже. Может, потому что некуда уходить, считает депутат от Чувашии. В Чебоксарах, к примеру, всего пять театров. И везде одинаково маленькие зарплаты.
«Как проживать в городе на 6-7 тысяч? Многие уже самостоятельно кредит брали на квартиры. У них вся зарплата почти уходит на погашение кредита. А уже семьи, дети, квартплаты и так далее, нужды свои. Это очень острый вопрос на сегодняшний день», - объясняет Геннадий Медведев, председатель Чувашского отделения СТД РФ.
Что касается контрактной системы - этот пункт калягинского плана вызвал почти единодушное одобрение. В Молодежном же театре, говорит Алексей Бородин, на договор по собственному желанию перешли уже 80% артистов.
«Мы создали некоторые условия, при которых это произошло. И надо создавать такие условия, чтобы человек верил, что переход на контракт дает ему дополнительные свободы, дополнительные какие-то возможности, может быть, и материальные», - говорит Алексей Бородин, художественный руководитель Российского Молодежного театра.
Собственно, это еще несколько лет назад предлагал изгнанный из собственного театра Юрий Любимов. Воплоти он эту идею тогда, конфликта, возможно, удалось бы избежать.