Медиа-магнат Руперт Мердок и его компания News Corporation вновь оказались в центре громкого скандала. Еще не успели завершиться дела о незаконном прослушивании телефонных разговоров одним из британских таблоидов, как компанию обвинили в двойном завышении тиража одной из её ведущих газет - The Wall Street Journal.
В результате, в Лос-Анджелесе сегодня пройдет встреча акционеров и крупных инвесторов медиа-корпорации, которые намерены потребовать отставки главы компании и двух его сыновей.
Скандалы вокруг медиа-империи Руперта Мердока, казалось, начали затухать. Но не тут-то было! Имя магната вновь на страницах мировых изданий.
И не только потому, что ему никак не могут простить прослушку телефонов. Наготове новая история: с глобальным враньем о размере тиражей одной из ведущих газет корпорации The Wall Street Journal.
Все это вместе окончательно испепелило терпение инвесторов News Corporation. Они требуют отставки главы компании Руперта Мердока. А заодно и ухода с постов двух его сыновей.
Ежегодное собрание акционеров News Corporation в Лос-Анджелесе - первое после разразившегося летом скандала с прослушкой, тогда он ощутимо ударил по цене акций компании. С тех пор финансовая ситуация стабилизировалась. Но очистить репутацию никак не удается.
Миноритарии в качестве решения проблемы предлагают разделить посты гендиректора и председателя совета директоров. Руперт Мердок до сих пор занимает обе должности. И владеет 40 процентами голосующих акций компании.
«Сейчас в нашей структуре очень много недовольных людей. Но основная проблема - это то, что ждет нас дальше. У акционеров компании ее имидж вызывает опасения. Корпорация находится на перекрестье надсмотрщиков, законодателей и полиции, и это существенно снижает общественное доверие к ней», - отметила представитель Christian Brothers Investment Services Джули Тэннерв интервью Би-би-си.
Меж тем появляются все новые подробности о старых историях. Так, выяснилось, что, к примеру, Скотланд-Ярд о практике прослушки телефонов в таблоиде News of the World знал с 2002 года. И полиция молчала.
Также вскрылся факт громадных премиальных топ-менеджменту компании уже после закрытия редакции. Небезызвестная Ребекка Брукс, занимавшая пост главы издательства, говорят, получила рекордные 6 миллионов долларов.
А тут еще и коллеги-журналисты разоблачили другую газету медиа-империи. Выяснилось, что европейская версия The Wall Street Journal мошенничала с данными о продажах.
Схема махинаций примерно следующая. Сама News Corporation в этой истории играет роль конечного владельца (хотя, конечно, и сама уже обросла скандалами, как наростами).
Ей принадлежит всемирно известное издание The Wall Street Journal. Так вот оно, оказывается, имело некие отношения с подставными фирмами в Европе, которые стабильно выкупали десятки тысяч экземпляров газеты по заниженным ценам. Как бы для себя и для студентов.
Таким образом, тираж авторитетного делового издания завышался практически вполовину! А, значит, и реклама в нем стоила гораздо дороже.
Данные о махинациях раздобыла The Guardian. В ее распоряжении оказались документы, свидетельствующие о том, что на протяжении двух лет компании-спонсоры WSJ отвечали за 41% ежедневных продаж европейского издания. Это 31 тысяча копий из 75.
Известно, что, по крайней мере, одна из таких фирм из Голландии покупала экземпляры газеты по цене в 1 евроцент за штуку. Символическая цена отрабатывалась по-другому: взамен WSJ печатала статьи о своих партнерах без указания, что это рекламный материал.
Конфликт возник осенью 2010 года. Эта голландская контора, скупающая тиражи, посчитала свою выгоду недостаточной. И отказалась дальше платить.
«Они пригрозили, что в конце декабря не выплатят 15 тысяч евро за экземпляры, которые проспонсировали с 30 апреля. Без этого платежа показатели тиража упали бы на 16%, подрывая доверие рекламодателей и читателей. Тогда была придумана сложная схема передачи денег для оплаты экземпляров. Фактически газета WSJ покупала сама себя», - отмечает в публикации газета The Guardian.
Подчеркивается, что подобные манипуляции происходили только в европейской версии газеты. Она распространяется в ЕС, Африке и России. При этом, акционеры, читатели, рекламодатели и конкуренты News Corporation удивлялись тому, как же хорошо идут дела у издания в Европе!
Вообще, скандалы с завышением тиражей в российской и мировой прессе не редкость. Мы вспомнили несколько.
Очень похожей была история с англоязычной The Standard. Она систематически завышала тираж с 1994 по 1996 годы. Опять же для привлечения рекламодателей. Свои газеты компания тоже скупала через подставную фирму, а затем отвозила их на свалку. Так ушли в небытие 14 миллионов экземпляров. Менеджеры получили тюремные сроки.
С 2000 по 2004 год две американские газеты, принадлежавшие медиа-гиганту Tribune, таблоид Newsday и испаноязычная Hoy завышали тираж на 100 и 45 тысяч экземпляров соответственно. В итоге, рекламодатели получили почти 100 миллионов долларов компенсаций.
В 2004 году в центре скандала оказалась чикагская газета The Sun Times. В ходе расследования выяснилось, что ее тираж был завышен на четверть или на 78 тысяч экземпляров в день.
В России практика раздувания тиражей - доказанное и обычное дело. «Национальная тиражная служба» в связи с этим учредила даже антипремию для самых больших тиражных врунов.
В 2011году ее получили журналы «Хулиган» (тираж завышался почти в 13 раз), «ТВ-парк» и Marie Claire (они называли тираж в 5 раз больше, чем реально печатали), Elle (удваивал реальный тираж) и многие другие. По подсчетам службы, из сотни российских журналов, попавших в исследование, тиражи завышают 80%.
«В данном случае обман заключается в том, что вместо платежеспособной части аудитории реально показывается бесплатно розданный тираж. Для рекламодателей это имеет значение, потому что он хочет рекламировать свои товары тем, кто может платить», - поясняет президент «Национальной тиражной службы России» Игорь Яковенко.
Добьет ли череда скандалов многомиллионную империю Мердока? Эксперты сходятся в том, что завышенные тиражи пока, скорее всего, будут лишь еще одним случаем, который поставил под вопрос этические ценности News Corporation.
И хорошо, если все шишки упадут только на 80-летнего Руперта Мердока. Он итак, вероятно, вскоре отошел бы от дел. Но вот под его сыном Джеймсом уже зашаталось «наследное кресло» под ним тоже уже зашаталось. Отставки Мердока-младшего с поста в совете директоров News Corp. требуют теперь не только акционеры, но даже британские пенсионные фонды.