Длинный стол, как на пресс-конференции, бутылки, стаканы, актеры в повседневной одежде. Журналисты не сразу поняли, что спектакль «На дне», который привез на 13-й фестиваль NET Оскарас Коршуновас, уже начался.
«Это пресс-конференция с людьми, которые живут на дне. Очень популярный жанр. Поэтому вы с камерами, наверное, можете участвовать в интеракции. И мы бы вас адаптировали в этот спектакль, и вы бы сыграли с нами», - говорит Дариус Мешкаускас, актер труппы Оскараса Коршуноваса.
Из декораций - пустые ящики, бегущая строка с афоризмами из пьесы и географическая карта. Европа, считает Коршуновас, похожа на горьковскую ночлежку. «Европа хотя открыта ко всему вроде, и есть свобода, но люди все равно живут закрытыми ячейками», - считает режиссер.
Актеры и зрители - как будто за одним столом, собутыльники. Водка - настоящая. Кому-то из зала придется выпить на брудершафт с горьковским Сатиным за человека - Коршуновас в этот раз взял удар на себя.
«Везде пьют водку. Самое большое - так это в Финляндии, так там нормально так, не хватило, можно сказать», - рассказал режиссер.
Оскарас Коршуновас - молодой гений литовского театра, как называют его критики, постановщик-экспериментатор и завсегдатай главного театрального смотра мира - Авиньонского: его приглашают туда вот уже 15 лет. Пьеса «На дне» представляет одну из тенденций «Нового европейского театра» - именно так расшифровывается NET. Эта тенденция - диалог со зрителем.
Спектакли классические, где публика и артисты существуют в разных плоскостях, убежден Коршуновас, устарели. В Норвегии он поставил «На дне» в традиционном варианте и был разочарован: " Это уже не действует, это не есть то, что по-настоящему может подействовать на зрителя. А мы все-таки ищем настоящего контакта, настоящей коммуникации, настоящего воздействия".
Изначально это не был спектакль для широкой публики - скорее, что-то вроде аутотренинга для артистов, участников постановки «Гамлет». На таком же застолье на гастролях во Франции труппа обсуждала, что есть актер, что есть человек и звучит ли это гордо? Стали спонтанно читать «На дне» с четвертого действия. Когда ушел старец Лука, не осталось надежды на лучшую жизнь - одна горькая правда. Так же, как и сейчас в мире, считает Коршуновас.
«И как-то хотелось об этом говорить. Говорить об этом без пафоса, без морали, без дидактики очень трудно. Поэтому мы искали способ, как об этом говорить. Потому появился такой стиль спектакля», - пояснил Коршуновас.
Впрочем, на фестивале NET зрителя ждет не только интеракция. В программе - современный танец, эротика и инсценированные анекдоты - самые экстремальные постановки из Норвегии, Голландии, Франции, Испании и России.