А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Высокие биотехнологии, монополизированные корпорациями, государством и научными институтами, пошли в народ: в Калифорнии открывается первый биохакерский стартап с открытым дешевым доступом к профессиональной научной лаборатории.
Заставленная навороченным оборудованием хакерская биомастерская, арендующая крошечный офис на паях с прачечной и китайской закусочной - дежурная картина в научно-фантастическом романе или фильме в жанре киберпанк. Теперь воображаемое будущее, в котором новейший биотех, позволящий программировать живое вещество, доступен не только корпорациям и элите, но и широким народным массам, становится реальностью: в Калифорнии, в городке Саннивейл, на добровольные пожертвования, собранные с помощью портала Kickstarter,
открылась первая биохакерская ферма BioCurious, оборудованием и сервисами которой может воспользоваться любой желающий за довольно умеренную плату.
<1>"По окончании учебы я нашла работу в финансовой сфере", - рассказала в интервью SFGate основательница и исполнительный менеджер BioCurious Эри Джентри, финансист по образованию. «Но я не была уверена, что это мой путь. Я хотела делать что-нибудь общественно полезное. Это звучит банально, но с возрастом я все больше понимала, что проблемы, вставшие перед человечеством, уже невозможно решать без участия науки», - признается Джентри, два года назад переехавшая из Нью-Йорка в Калифорнию, где вместе с двумя друзьями - молекулярными биологами - организовала в небольшом гараже стартаповую биотех-компанию.
«Мы смотрели на бизнес-инкубаторы и стартапы Силиконовой долины, и понимали, что вряд ли сможем работать с таким размахом: мы не собирались приносить доход, мы думали о чем-то более полезном», поясняет Джентри.
Она и ее соратники решили реализовать идею открытого научного проекта, основанного на хакерской этике, то есть желании самостоятельно и досконально разобраться в той или иной технологии, в данном случае в молекулярной генетике и биохимии.
Нехватка финансирования заставляла использовать все наличные ресурсы максимально эффективно, активно привлекая экспертов-волонтеров, дефицита в которых Кремниевая долина не испытывает.
«У таких, как мы», вспоминает Джентри, «даже мелкие гроши всегда конвертировались во что-то стоящее».
Гараж постепенно обставлялся профессиональным лабораторным оборудованием - пожертвованным (одной из задач стартапа была организация исследований раковых клеток и молекулярного механизма метастазов) и приобретенным на аукционах, среди которого есть, например, такие «серьезные» устройства, как секвенатор ДНК и биомолекулярный репликатор.
Летом прошлого года Джентри и ее компаньоны решили выставить свой проект на Kickstarter - сетевой портал, собирающий добровольные пожертвования на стартапы. За год он получил поддержку 239 человек, пожертвовавших биохакерам из Калифорнии $35319.
<2>На эти деньги было арендовано помещение площадью 800 кв. м, закуплена аппаратура, смонтированная и отлаженная командой волонтеров - профессиональных биологов и лаборантов, которые также помогают стартапу в вопросах биобезопасности, утилизации биоотходов и в проведении научных и лабораторных тренингов для участников BioCurious.
Первая биохакерская ферма, состоящая из лаборатории, офиса и обязательной для коллективного стартапа коворкинг-зоны (coworking area) для совместной работы и обмена идеями, откроет свои двери на следующей неделе.
За $150 в месяц любой человек старше 18 лет с любым уровнем научной и лабораторной подготовки получает доступ в коворкинг-зону и к оборудованию (установкам гелевого электрофореза и полимеразным амплификаторам, микроскопам, инкубаторам, центрифугам, холодильникам, реактивам и т.д.), список которого постоянно пополняется.
Уже совершенно бесплатно, любой желающий может прослушать цикл лекций, вводящих в проблематику и методы биотеха (начиная с теоретической генетики и кончая принципами работы исследовательского оборудования), безвозмездно подготовленный учеными-энтузиастами. При этом основы биотехнологии излагаются лекторами на простом, дружественном неспециалисту языке.
Главный принцип BioCurious -
«инновации в биологии должны быть легкодоступными, недорогими и открытыми для всех».
Проект готов сотрудничать с хайтек-антрепенерами (менеджерами, сводящими инвесторов с учеными и изобретателями), биохимиками, генетиками и вообще любыми биотех-энтузиастами, кто хочет получить недорогой доступ к профессиональному оборудованию, чтобы обкатать в лаборатории свои идеи, разработать новые технологии, провести научное исследование, обменяться информацией или набраться опыта. При этом менеджеры проекта, как отмечает PhysOrg, не заявляют никаких интеллектуальных прав на открытия и технологии, полученные в стенах BioCurious,.
<3>"Создавайте генетически модифицированные организмы, расшифровывайте ДНК, разрабатывайте инструменты и технологии, необходимые для запуска вашего стартапа, устанавливайте новые контакты среди новичков и экспертов", призывают организаторы на сайте BioCurious.
По сути, BioCurious пробует использовать в сфере биотехнологий стратегию опенсорса - «самоуправляемой анархии», обкатанной сообществом компьютерных хакеров и разработчиков открытых программных кодов.
Эри Джентри не скрывает, что главным источником вдохновения для нее стал HackerDojo - существующая на небольшие членские взносы ($100 в месяц) хакерская стартап-коммуна в Маунт Вью (Калифорния), объединяющая инженеров, программистов, цифровых художников и компьютерных гиков, в последнее время активно спонсируемая крупнейшими IT-компаниями.
Но если HackerDojo ориентирован на компьютерные разработки, то BioCurious распространяет хакерские методы на фундаментальную и прикладную науку - биохимию, молекулярную генетику и генную инженерию. А то, что идеалы опенсорса произведут в сфере биотеха такой же взрывной демократизирующий эффект, какой хакеры, делающие скрытое общедоступным, а очень дорогое - очень дешевым и даже бесплатным, произвели в программной индустрии, можно не сомневаться: биотехнологии стремительно развиваются, оборудование и материалы дешевеют, число выпускаемых университетами специалистов огромно, а недавнее решение Европейского суда, ограничивающее применение стволовых клеток, делает США еще более привлекательным местом для амбициозных франкенштейнов, ищущих, где приложить свои таланты.
«В конечном счете, Apple, Microsoft и другие IT-гиганты тоже начинали с гаражей», - отмечает Джентри.
<4>Однако, в отличие от упомянутых компаний, BioCurious будет функционировать на совершенно других организационных и мотивационных принципах. Первый в мире биохакерский стартап представляет собой НИОКР-платформу нового типа: это уже не бизнес-предприятие, нацеленное на «пожирание» инвестиций и получение прибыли, а использующий облачные технологии легкодоступный научный сервис, продуцирующий новое знание и новые проекты, которые в дальнейшем могут развиться в бизнес.
Биотехнологии вступают в эпоху опенсорс-индустрии, а опасения некоторых скептиков, что инициативы, подобные BioCurious, могут нести угрозу человечеству в виде опасных ГМО, высоковирулентных штаммов бактерий, клонирования и прочих ужасов в духе голливудских комиксов, Эри Джентри характеризует как параноидальные. И она права: чем более открыта технология, тем меньше вероятность таких угроз, которыми чреваты как раз неконтролируемые обществом разработки, полученные в стенах секретных государственных, корпоративных и террористических организаций.
Индустрия открытых программных кодов, свободных от вирусов, шпионских закладок и копирайта, наглядно иллюстрирует этот тезис.
С другой стороны, известные и еще не известные риски, связанные с биотех-разработками, исключать никак нельзя, тем более, если доступ к биотехнологиям начнут получать любители, несертифицированные специалисты и преступники. Тренинги по безопасности и утилизацию биоматериалов в BioCurious обеспечивают ученые-добровольцы, однако каким образом будет осуществляться контроль, когда подобные «био-ателье» начнут плодиться, как грибы, пока не ясно. Саморегуляция, публичность кода и связанное с этим снижение рисков, как в опенсорсе - хорошая модель, но не стоит забывать, что компьютерные вирусы и опасные вредоносные программы разрабатываются и свободными хакерами тоже.
Как бы то ни было, относительно возможных рисков организаторы народного биотех-стартапа настроены весьма оптимистично. «Подобные опасения просто смешны», резюмирует Джентри. «От предвкушения, что на следующей неделе мы наконец откроемся, меня охватывает приятная нервная дрожь».