C сегодняшнего дня в Москве проходят сразу два театральных фестиваля: «Сезон Станиславского» и NET - «Новый европейский театр».
Первый представляет в столице наследников традиции. Второй, наоборот, представляет новые тенденции. Однако программа нынешних фестивалей такова, что театральный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский порой не может отличить одних от других.
Сразу два театральных фестиваля начались в Москве такими спектаклями, мимо которых пройти нельзя, если театр, конечно, вам в принципе не безразличен. «Сезон Станиславского» предвосхищает церемонию награждения лауреатов премии Станиславского. Она будет вручаться в первых числах ноября. «Новый европейский театр» привозит преимущественно авангард. И в этот раз оба фестиваля сходятся в любви и внимании к Бельгии и Нидерландам. Дело в том, что даже крупнейший в этом регионе Амстердамский театральный фестиваль традиционно собирает лучшее и из Бельгии, и из Нидерландов.
Вообще-то «Сезон Станиславского» призван поддерживать живую жизнь традиции и выбирать в многообразии сегодняшней театральной жизни тех, кто ищет. «Новый европейский театр» самое пристальное свое внимание уделяет наиновейшим и даже радикальным тенденциям. Однако в этом году не сразу догадаешься, что Ян Лауэрс приезжает по приглашению «Сезона Станиславского».
19 и 20 октября в «Театриуме на Серпуховке» сыграют его спектакль «Искусство развлечения». Он и автор, и режиссер, а его спектакль - совместный проект Needcompany (Бельгия) и Burgtheater (Вена, Австрия). В те же самые дни на сцене Театра имени Моссовета будет играть знаменитый в Европе театр «Тонелгруп Амстердам». Они везут спектакль по пьесе Максима Горького «Дети солнца» в постановке не менее знаменитого режиссера Иво ван Хова.
Кстати, именно он был одним из первых, кто стал в своих спектаклях пользоваться видео. Но не на уровне «смотрите, какую дорогую камеру удалось нам тут прикупить», нет. У него в спектакле видео и живой актерский план так синхронизированы, я помню, смотрел в Амстердаме его «Калигулу» и испытывал восхищение. Понятно было, зачем ему видеокамера и многочисленные мониторы на сцене. Практически каждый актер, каждый герой имел на сцене свое видео альтер-эго.
Сезон Станиславского начался вчера в «Ленкоме» московской премьерой прошлого сезона. В рамках фестиваля сыграли «Пер Гюнта» Захарова и Глушкова, где зрелый режиссер-мастер соединил усилия с молодым хореографом Олегом Глушковым, и в четыре руки они разобрались с многословной пьесой Ибсена за два часа с антрактом.
На «Сезон Станиславского» приезжает в этом году Алвис Херманис, которого, если я не ошибаюсь, в Москву привезли как раз на фестиваль «Нового европейского театра». Все меняется, авангард скоро станет традицией, а традиция часто смотрится как самый радикальный и маргинальный авангард. В финале «Сезона Станиславского» в Москву снова привезут и сыграют «Гамлета Някрошюса». Сегодня, конечно, классика, хотя представишь себе, например, лет пятьдесят назад. Да сразу лучше представить Станиславского в зале, а ему показывают молодого рокера, который держит в руках кусок льда, а в нем кинжал. Лед тает, и кинжал уже в руках у Гамлета. Впрочем, я думаю, Станиславскому бы понравилось.