В Москву, чтобы представить публике свой новый фильм «Аноним», приехали режиссер Роланд Эммерих («Универсальный солдат», «2012», «Послезавтра») и актер Рис Иванс («Рок-волна», «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1»).
Как известно, ученые всего мира несколько веков спорят об истинном происхождении работ Уильяма Шекспира. Этим вопросом задавались Марк Твен, Чарльз Диккенс и Зигмунд Фрейд, но так и не смогли получить точного ответа, поскольку информации о Шекспире ничтожно мало. В фильме «Аноним» разыгрывается одна из возможных отгадок этой тайны. Согласно сценарию, автором шекспировских пьес был Эдуард де Вер, граф оксфордский, живший при королевском дворе Англии в Елизаветинскую эпоху. Наблюдения за интригами, тайными романами, шантажом, мошенничеством, подковерными играми и бескомпромиссной борьбой за власть вылились на подмостки лондонского театра.
Первый зрители смогут посмотреть «Анонима» уже сегодня. А перед премьерой, на которой запланировано длительное общение с публикой актер и режиссер встретились с прессой, чтобы рассказать о нетривиальном взгляде на шекспировские времена.
- Роланд, существует несколько точек зрения на то, кто был автором пьес Шекспира. Почему вы выбрали именно Эдуарда де Вера, графа оксфордского, а не Френсиса Бэкона или Кристофера Марлоу?
- Меня привлек сценарий Джона Орлоффа, он был очень вдохновлен теле-шоу, которое увидел на американском телевидении, и мы придерживались его точки зрения. Признаюсь, я ничего не знал об этой теории, я просто купил сценарий. Но, пока мы работали с текстом, я сам поверил в то, что Шекспир ничего не писал сам. Хотя бы потому, что не умел писать. Я не могу утверждать, что автором произведений Шекспира был де Вер, но это явно и не неграмотный человек из Стратфорда-на-Эйвоне. Потому что тот, кто написал эти произведения жил тем, что он делал. Кроме того, говорят, что корни шекспировских пьес кроятся в итальянской литературе, а она могла быть доступна лишь избранным, и, конечно, грамотным людям, имевшим, как минимум, время и возможности ее изучить.
- В вашем фильме много не только литературы, вы рассказываете о разных людях. На что (или на кого) бы вы посоветовали обратить внимание?
- Мне было важно показать пьесы Шекспира. То, насколько он был потрясающим писателем и как ставились его пьесы. В первой драме «Генрих VI» - много тестостерона, эмоций, страсти. Понаблюдайте - всем этим обладает граф.
О своем участии в работе над фильмом рассказал и Рис Иванс:
- Когда я прочитал сценарий, мне понравилось то, что Аноним был личностью. В России, кстати, как мне кажется, были похожие случаи. В «Анониме» мы рассказываем прекрасную историю о вызовах, о битвах, которые тогда происходили. Кроме того, я надеюсь, что наш фильм вдохновит зрителей перечитать великие произведения, которые подписаны именем Уильяма Шекспира. Ну и для меня как для актера было важно, что зрители выходили из зала под огромным впечатлением от «Анонима». Поверьте, такое редко случается в наше время.
- А что вам рассказывали в школе о Шекспире? Это была традиционная точка зрения на его произведения?
- Как меня учили Шекспиру? Поверьте, это было ужасно скучно. И мне пришлось сделать усилие, чтобы начать читать его сейчас. Теперь я понимаю, что единственный способ выучить Шекспира, это говорить на его языке. Когда ты начинаешь говорить, ты слышишь отзвуки эпохи, дух времени, (ты дышишь одним с ним воздухом ты вдыхаешь его произведения и можешь наслаждаться долгое время)
- Ваше отношение к этой личности изменилось после съемок?
Когда мне дали сценарий, для меня самым главным было осознание того, что этот вопрос существует. И мне стало понятно, насколько ничтожно мало сведений о Шекспире. Но даже при этом объеме информации мне ясно: шанс, что он сам писал драмы и комедии просто ничтожен. Кроме того, меня заинтересовал поэтический контекст, в котором Роланд показал пьесы Шекспира. Они открывают с другой стороны их автора, кто бы они ни был. И мне понравилось, как в фильме показана политическая конъюнктура того времени. Этот взгляд позволяет посмотреть иначе на произведения Шекспира или Анонима.
Понятно, что, учитывая разброс в интересах Эмериха от фильмов-катастроф до скандальных байопиков, невозможно было обойтись без вопроса «ваши будущие планы».
- Вы уже уничтожили Америку, американскую армию и целый мир в своих фильмах. Теперь примитесь за космос?
- Мой следующий фильм будет фантастикой. События в нем буду происходить через 40 лет, в 2050 году. Мы расскажем, как эволюционировали компьютерные технологии.