Режиссер Сергей Урсуляк по заказу канала «Россия 1» снимает фильм «Жизнь и судьба». В основе картины - одноименный роман Василия Гроссмана. Сталинградская битва - один из ключевых моментов 12-серийного телевизионного фильма.
Пока ждут приказа - не вперед, а мотор, в который раз проверяют - как наложен грим. У танка он особый: чем больше грязи - тем лучше. Это сейчас Андрей Толстых в форме рядового, вообще-то он - старший прапорщик запаса и к тому же не актер, но без него многие сцены не снимут - просто машина не поедет: внутри за рычагом - военные, актеры - наверху.
Впереди - Т34 76. Машина все не слушается - техника настоящая, старая. Танк участвовал в параде в 41-го, во время войны утонул в Псковской области, из болота его достали лишь в 2002-м, отреставрировали. По сценарию, колонна еще только отправляется на Сталинградскую битву.
Военное приветствие актер Евгений Дятлов называет не просто ритуалом - продолжением характера: строевая подготовка в армии, роли капитанов - в кино. Пока не в кадре, снабжает съемочную группу раритетным «Беломором» и еще пытается разобраться с автомобилем. Легендарный американец - армейский Willys - на ходу, но капризничает.
Когда слышится главное - «Мотор!», миг, и он - уже полковник Новиков, один из главных героев в фильме. «Он победитель в том смысле, что у него нет выбора, воин, делающий хорошо свое дело, уже победитель, а он воин», - отмечает Евгений Дятлов.
Его танковый корпус во время Сталинградской битвы отличится особо, но как ему дастся этот бой, как вести вперед тех, кто с ним, когда самому кажется, что вот-вот упадет. Характеры удивительные. Люди- несгибаемые. Судьбы невероятные: и победители, и жертвы, и вся правда того, страшного времени.
Ради этой правды режиссер Сергей Урсуляк учит то правильно вскидывать руку, то правдоподобно сидеть в тесной старой машине и уже привыкнуть наконец-то к танкам. Дубль за дублем оттачивает сцену. Эпизод с проездом танков на экране промелькнет, займет всего-то секунд 10, но в таком фильме все сцены важные.
Фильм снимается по роману, который был запрещен, арестован, впервые вышел на Западе, который трудно перечитывать, и которого так не хватает. «Нашему кино, нашему телевизионному кино, не хватает внимания к людям, настоящего сострадания к людям и ощущения нашей общности - и общей истории, и общей страны, - рассуждает режиссер Сергей Урсуляк. - И роман, и сценарий, написанный Володарским, дают это ощущение. Поэтому, я думаю, это будут смотреть, может быть, не все, но лучшая часть зрителя».
Съемки по сложнейшему произведению Василия Гроссмана Сергей Урсуляк должен закончить в декабре. Сейчас режиссер готовится к самому трудному этапу - съемкам самой битвы.