А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
За последний месяц ограничения по заправке самолетов были введены в большинстве городов. Топливные компании объясняют это общим кризисом нефтепереработки в стране - в этом году она упала до беспрецедентно низкого уровня. В результате поставщики будут вынуждены закупать импортное топливо, но на его сертификацию уйдет еще несколько недель. Авиакомпании уже говорят о снижении рентабельности и готовятся к повышению цен.
Заправка закрыта
Падение производства нефтепродуктов на украинских заводах (в последний раз «Ъ» писал об этом 1 сентября) отразилось на авиарынке. С начала сентября практически во всех аэропортах возник дефицит авиакеросина. Компании, работающие в «Борисполе», ввели ограничения по объемам отпускаемого топлива, говорит пресс-секретарь аэропорта Оксана Ожигова. «Харьков» оповестил перевозчиков о дефиците топлива и попросил их организовывать перелеты таким образом, чтобы суда не нуждались в дозаправке в Харькове. А в аэропорту «Запорожье» заправляют только суда регулярных рейсов: «Сейчас мы не можем распыляться на чартеры»,-- говорит гендиректор аэропорта Виктор Бискупский.
«Я не помню, чтобы раньше доходило до такого. Ситуация на рынке критическая»,-- говорит Леонид Шмаевич, гендиректор авиакомпании «Урга», которой, по его словам, в аэропорту Николаева недавно отказали в заправке. «Компания "Кребо" ссылается на дефицит топлива. В итоге нам приходится закупать керосин у частных поставщиков в разных городах и везти его в Николаев для заправки. Такое топливо нам обходится в $2000/т, для сравнения - в Турции оно стоит $1020/т»,-- рассказывает господин Шмаевич. В «Международных авиалиниях Украины» (МАУ) говорят, что теперь стараются по максимуму наполнять топливные баки самолетов в «Борисполе» и европейских аэропортах. «Но если самолет полностью загружен пассажирами, мы не можем максимально заправлять его из-за требований безопасности полетов»,-- говорит пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
В связи с дефицитом топлива поставщики впервые за последние несколько лет начали резко повышать цены. Около месяца назад ТНК-BP уведомила контрагентов, что с октября авиационный керосин подорожает на 2-15% (см. «Ъ» от 12 сентября). В авиакомпаниях говорят, что повышение планируют и другие поставщики. В пресс-службе «Лукойл» комментировать этот вопрос не стали. Впрочем, в «Укртатнафте» утверждают, что не намерены повышать цены. «Мы работаем по долгосрочным контрактам, которые подписываются сроком на 2-3 года. В контрактах зафиксирована привязка к мировым котировкам на авиатопливо»,-- утверждает председатель правления «Укртатнафты» Павел Овчаренко. В пресс-службе авиакомпании «АэроСвит» (заправщик - «Укртатнафта») сообщили, что в октябре цены во всех аэропортах, в которых заправляется компания, были стабильны. Напомним, более 50% акций «Укртатнафты» принадлежит структурам, аффилированным с группой «Приват», которая владеет долей в компаниях «АэроСвит» (ей также принадлежит «Донбассаэро») и «Днеправиа».
Сопредседатель наблюдательного совета авиакомпании «ЮТэйр-Украина» («дочка» российской «ЮТэйр») Карен Антонов называет цену на топливо в Украине «безумной». «Наши поставщики не повышали цены резко, но стоимость керосина постоянно росла. Сейчас появились слухи о грядущем подорожании еще на $150/т»,-- отметил господин Антонов. Помощник гендиректора «АэроСвита» по связям с общественностью Сергей Куцый отмечает, что сейчас заправка в некоторых региональных аэропортах обходится дороже, чем в «Борисполе». «Одни из самых высоких цен в Украине в аэропортах Симферополя и Одессы - на 25% выше, чем в "Борисполе"»,-- отметил господин Куцый.
Топливо выходит из производства
Нефтепереработчики оказались в безвыходном положении. Их конкуренты из стран Таможенного союза благодаря льготной цене на нефть способны призводить продукцию с себестоимостью ниже на $130/т. Украинские же заводы таких льгот не имеют. «Поэтому сейчас нефтепереработка в Украине убыточна. Производство топлива на рынке катастрофически упало, а доля импорта достигла рекордных 70%»,-- говорят в «ТНК-BP Коммерс». По итогам августа украинские производители бензина заняли лишь 29% рынка против 45% в начале года.
Заправщики оказались также не готовы к высоким темпам восстановления авиарынка. Пассажиропоток за 8 месяцев этого года вырос на 24%. В результате сейчас поставщикам ежемесячно не хватает от 500 до 2 тыс. т авиатоплива, отмечает аналитик компании UPECO Александр Сиренко. В «Укртатнафте» говорят, что при нынешнем объеме переработки нефти увеличить производство авиакеросина невозможно. «Авиакеросин - это сопутствующий продукт: из 100 тыс. т нефти получается 12-15 тыс. т авиакеросина. Если общая переработка падает, откуда взяться керосину?» - отмечает Павел Овчаренко.
Объем потребления авиакеросина в Украине, по данным UPECO, составляет порядка 300-350 тыс. т в год. В 2010 году украинские НПЗ произвели 338 тыс. т реактивного топлива, из которых 153 тыс. т - «Укртатнафта», 141 тыс. т - Лисичанский НПЗ (принадлежит ТНК-ВР) и 44 тыс. т - Одесский НПЗ («Лукойл», с осени 2010 года завод не работает). Также топливо поставляется с Новополоцкого НПЗ (Белоруссия), Волгоградского НПЗ (Россия, «Лукойл»), завода ЯНОС и Рязанской нефтеперерабатывающей компании (Россия, ТНК).
Импортировать авиакеросин из стран Таможенного союза оказалось затруднительно. С конца августа в России также возник дефицит авиатоплива. Кроме того, с начала года керосин в РФ подорожал почти на 40%. Дефицит топлива возник из-за того, что нефтяники перестали вырабатывать его в достаточных объемах - на профилактику были закрыты несколько НПЗ, а остальные увеличили выпуск дизельного топлива. События в России сказались на поставке российского авиакеросина в Украину. Топливо на белорусских НПЗ тоже подорожало. По данным UPECO, цены росли благодаря спросу в других странах, в частности в Афганистане. «Именно ситуация, возникшая на рынке авиатоплива в России в начале сентября, привела к тому, что заправочные компании, осуществляющие деятельность в "Борисполе", ввели ограничения на заправку воздушных судов»,-- отметила пресс-секретарь «Борисполя» Оксана Ожигова.
Переработчики видят выход из ситуации исключительно в защите внутреннего рынка. Они настаивают на введении пошлин на ввоз бензина в размере 130 евро/т, дизтоплива - 80 евро/т. Однако Межведомственная комиссия по международной торговле изучает ситуацию с весны этого года и до сих пор решений не приняла. В Минэнерго и вовсе отрицают дефицит на рынке авиатоплива. «Речь идет не о дефиците, а о росте цен, связанного с международной конъюнктурой рынка»,-- заявил источник «Ъ» в Минэнерго. Несмотря на это, на прошлой неделе Кабмин уже принял решение выделить «Борисполю» из госрезерва 3 тыс. т авиатоплива. «Это не очень большой объем, но он необходим, чтобы избежать критических ситуаций в главном аэропорту страны. Его хватит на 3-4 недели»,-- заявил в прошлую пятницу председатель Государственного агентства резерва Алексей Лелюк. В пресс-службе Минэнерго пообещали прокомментировать этот вопрос сегодня.
Эти временные меры дают компаниям небольшую передышку. По-настоящему ситуация должна измениться с началом импорта в страну европейского керосина. Сейчас в Украине сертифицировано только отечественное топливо ТС-1 и РТ. Но до конца октября в Минэнерго планируют сертифицировать топливо Jet A-1. Ожидается, что его будет поставлять ТНК-BP - компания ведет переговоры о закупках у литовской компании Orlen Lietuva. В Минэнерго уточняют, что после сертификации Jet A-1 все поставщики смогут завозить его в Украину. «Мы готовы закупать любое реактивное топливо после легализации процедур его сертификации в Украине. Наши поставщики также готовы приобретать топливо для заправки самолетов "АэроСвита"»,-- говорит Сергей Куцый.
«Появление нового игрока позволит насытить рынок топливом, которое дешевле производимого в Украине»,-- объяснил «Ъ» источник в министерстве. Впрочем, участники рынка говорят, что будет ли новое топливо дешевле ТС-1 или РТ, пока неясно. На мировых рынках стоимость авиационного керосина падает. Соответствующий индекс Platts (на условиях доставки топлива в порты Амстердама, Роттердама или Антверпена) снизился за последний месяц на 8%, до 959,25 евро. Эксперты прогнозируют, что тенденция снижения мировых цен сохранится. Однако в случае роста мировых цен на нефть подорожает и авиакеросин.
Ценам дадут взлет
Возникший кризис на рынке авиатоплива угрожает повышением цен на авиабилеты. После появления информации о росте тарифов на авиатопливо авиакомпания «Донбассаэро» заявила, что, возможно, повысит цены на регулярные и чартерные рейсы на 2-5%. «Стоимость топлива выросла сразу на 10%. Это резкое подорожание, превышающее темпы роста цен на мировом топливном рынке»,-- отметили в пресс-службе перевозчика. Исполнительный секретарь «Украинской авиационной группы» (объединяет «АэроСвит», «Днеправиа» и «Донбассаэро») Евгений Трескунов говорит, что топливо является критичной составляющей в себестоимости услуг. «Если оно занимает 35-40% затрат на рейс, любое увеличение автоматически сказывается на стоимости перевозки для пассажира»,-- объясняет он.
Карен Антонов из «ЮТэйр-Украина» говорит, что рост цен на топливо в Украине влияет на планы компании запустить программу внутриукраинских полетов в стране. «Сейчас мы ищем способы удешевить перевозки в рамках этой программы с учетом роста цен, ведь в этом проекте мы хотим конкурировать с железной дорогой»,-- говорит господин Антонов.
Возникший кризис на рынке авиатоплива отразится на финансовых показателях авиакомпаний и аэропортов. Виктор Бискупский из аэропорта «Запорожье» говорит, что ограничение в поставках топлива сдерживает выполнение программы развития аэропорта и возможность больше зарабатывать за счет количества обслуженных рейсов. По словам Леонида Шмаевича из компании «Урга», в нынешних условиях рейс даже со 100% загрузки является для перевозчика убыточным: «На рейсе в Турцию полет из Украины нам обходится в $5 тыс., а обратно - $2,5 тыс. Мы имеем информацию, что до конца года ситуация не изменится, поэтому мы ищем новые рынки с более дешевым топливом, чтобы уйти с Украины».