А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.

"Капитал": от эстонской фармацевтической промышленности остались лишь осколки

Если еще 20 лет назад фармацевтическая промышленность в Эстонии и Латвии были примерно на одном уровне, то сейчас фармацевтика в Латвии объявлена приоритетным направлением в экономике, в Эстонии же, по словам самих представителей отрасли, остались одни осколки.

Этот выпуск передачи «Капитал» посвящен фармацевтической промышленности. В наших аптеках продаются в основном импортные лекарства. Но кое-что производится и в Эстонии. Например, мази, кремы, глазные капли и растворимые таблетки. Проводимые в вузах исследования дают надежду, что эстонская фармацевтическая промышленность еще жива.

В Бельгии производится 5% всех новых лекарств в мире

Изготовление лекарств - вовсе не привилегия больших стран. Огромные суммы на это тратят Латвия, Финляндия и Бельгия.

Бельгия производит 5% всех новых лекарств в мире. Наиболее известны из них: лекарства от эпилепсии и туберкулеза, вакцины от малярии, препараты для лечения рака крови и лекарства для контроля ВИЧ и СПИДа. Фармацевтическая промышленность Бельгии инвестирует в год 1,5 млн евро в проведение различных исследований, что составляет 40% всех частных инвестиций, производимых в Бельгии в инновацию. Это в 2,5 раза больше, чем в среднем по Европе

Успех бельгийских фармацевтических компаний начался после создания единой системы медицинского страхования, сделавшей лекарства доступными всем нуждающимся. Сегодня государство получает от фармацевтических фирм больше, чем тратит на их субсидирование.

Высокие достижения бельгийской фармацевтической промышленности связаны и с благоприятным инвестиционным климатом. Фирмы и университеты, нанимая лучших специалистов, освобождаются от уплаты некоторых налогов. Важно и соседство Бельгии с богатыми странами Европы. Экспорт лекарств составляет 12% экспорта Бельгии и эти цифры продолжают расти в последние годы.

В Эстонии остались лишь осколки

По сравнению с Бельгией, фармацевтическая промышленность Эстонии очень невелика. У нас есть всего три фирмы, которые производят лекарства с нуля.

История эстонской фармацевтической промышленности уходит в начало прошлого века, когда группа немецких аптекарей основала эстонское торгово- фармацевтическое общество, предшественник Таллиннского фармацевтического завода. Сегодня предприятие производит мази, кремы и гели, наиболее известные из них Capsiсam и Viprosal. Однако до того, как латвийская фирма Grindex перекупила завод, здесь также производили лекарственные препараты в виде таблеток и капсул.

По словам менеджера по персоналу предприятия Кадри Рандвеэр, было целесообразно разделить производство по направлениям. «Нашим направлением стали мази, гели и лечебные шампуни».

Руководитель производства Таллиннского фармацевтического завода Марина Костенко сказала: «Конечно, жаль. Но концерн решил, что Таллинн будет производить мази, кремы и гели, т.е. поверхностные полутвердые медикаменты».

Фармацевтическая промышленность стран Балтии сегодня сконцентрирована в Латвии. Продукция Таллиннского фармацевтического завода отправляется на головное предприятие, и через оптовиков часть продукции возвращается в Эстонию. Только для местного рынка производить мази и кремы нерентабельно.

К эстонской фармацевтической промышленности испытывают интерес, в основном, зарубежные инвесторы. В этой отрасли движутся большие деньги, но прибыль приходит не сразу. Разработка нового лекарства может обойтись в сумму годового бюджета Эстонии, а результаты исследований непредсказуемы.

«Весь процесс может занять 10-15 лет. Это очень объемный научный процесс, требующий значительных инвестиций. Можно даже поспекулировать - есть у Эстонии необходимый научный потенциал?», - говорит Кадри Рандвеэр.

Если Таллиннский фармацевтический завод знают многие, благодаря его прошлой истории и и мази «Капсикам», то другой успешный производитель оригинальных лекарств, Kevelt, широкому кругу потребителей пока неизвестен. Фирма производит глазные капли и лекарства, применяемые при родах, а коллектив состоит из высокообразованных химиков.

По словам исполнительного директора Kevelt Лийви Паллинг, разработка совершенно нового лекарственного препарата была бы очень крупным и дорогим проектом. «Таких фирм, производящих лекарства с нуля в мире осталось немного. С генерическим препаратом (генерик - это непатентованный лекарственный препарат, являющийся воспроизведением оригинального препарата, на действующее вещество которого истёк срок патентной защиты - википедия). немного проще, ведь решающий период тестирования уже пройден, препарат производится на основе уже имеющегося состава, что, конечно, не означает, что это легко. Нужно точно следовать стандарту и качеству оригинала».

На полуострове Виймси в отремонтированных помещениях действует еще одна эстонская фармацевтическая фирма - Vitale XT. Техническому оснащению фирмы могут позавидовать фирмы в Швейцарии и Германии. Воздух здесь очень сухой - тут производятся растворимые таблетки.

«Мы продаем свою продукцию в страны СНГ, Россию. А в Латвию - нет. Нам там отвечают, что у них есть своя промышленность. Они даже не позволяют конкурировать на своем рынке. Барьеры установлены уже правилами регистрации, поскольку для вывода препаратов на рынок их нужно зарегистрировать. Процедуру же регистрации нельзя назвать прозрачной», - рассказывает исполнительный директор Vitale XТ Раиса Шушаева.

Раиса Шушуева помнит времена, когда эстонская и латвийская фармацевтические промышленности находились на одном уровне. Но примерно 20 лет назад эстонские политики объявили, что своя фармацевтическая промышленность нам не нужна, ведь лекарства можно и импортировать. Латвия решила иначе и объявила свою фармацевтическую промышленность стратегически важной отраслью экономики, что означает защиту своего рынка и производителей. Это осложняет экспорт эстонских медикаментов в Латвию.

Отвечая на вопрос, в каком состоянии находится эстонская фармацевтическая промышленность, Шушаева сказала: «Если соврать, то можно сказать, что у нас есть фармацевтическая промышленность. А если говорить честно - то остались только осколки. Таллиннскйи фармацевтический завод, согласно данным биржи, скоро прекратит свое существование. Kevelt производит оригинальные лекарства, но это очень маленькая фирма. Мы же находимся еще на низком старте, только начинаем».

Шушаева считает, что еще не поздно поддержать местную фармацевтическую промышленность.

Аптекам государство тоже не помогает

Десять лет назад заведующие аптек основали Союз аптек Эстонии, главный провизор которого Кайди Сарв, не раз выступала в защиту аптек.

По мнению Сарв, роль аптек - не только в продаже лекарств. Аптекарь должен помочь советом, а также важной задачей аптек является и изготовление лекарств для тех пациентов, для которых нет подходящих среди тысяч промышленных.

«Промышленные лекарства содержат много компонентов и они не всем подходят. В таких случаях в аптеке изготавливают подходящее пациенту лекарство. Это очень важная функция аптеки. Жаль, что государство не помогает такой деятельности, предпочитая промышленные лекарства. Например, если детям до 3-х лет лекарства отпускаются бесплатно, то изготовление тому же ребенку в аптеке аналогичное лекарство компенсации не подлежит», - привела пример Сарв.