С выставки «Агротех» стартовала ярмарка «Золотая осень», куратором которой, как и всего сельского хозяйства, в правительстве является первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков.
К счастью, с применением этих современных агрегатов в России в этом году есть, что собирать. По предварительным оценкам, урожай зерновых составит 95 миллионов тонн.
- Виктор Алексеевич, вот вопрос: мы в России все с детства разбираемся в сельском хозяйстве. С одной стороны, этот урожай прекрасен на фоне вот хотя бы после засухи. С другой стороны, в мире начинается нечто похожее на вторую волну кризиса, и возможно, цены начнет болтать. Насколько Россия в этот раз застрахована от влияния внешних рынков на внутренние цены на продовольствие?
- Конечно, два года засухи 2009 и 2010 года на фоне пост кризисных явлений. Конечно, России было не просто выйти из этой ситуации после, когда было очень значительное падение продукции растениеводства. И, конечно, те меры, которое приняло правительство, позволили увеличить площади в этом году. Практически под все сельскохозяйственные культуры.
- Поэтому и засеяли больше?
- Больше посеяли, лучше посеяли. Дали возможность аграриям получить более дешевое топливо, более дешевые минеральные удобрения. Ресурсы кредитные в полном объеме, более длинные и более такие комфортные по процентным ставкам. Конечно, и погода позволила. Я скажу, что в этом году она была благоприятная. Все это позволило получить вот тот хороший урожай, о котором мы до этого говорили с вами.
- Ну, вот, тем не менее, Путин на днях призвал вновь не увлекаться экспортом. Хотя зерна, вроде бы, есть излишки. Где вот этот баланс? Сколько должно идти на продажу вовне страны, сколько должно остаться в стране?
- Абсолютно правильное поручение председателя правительства в том, чтобы вначале обеспечить внутренние потребности по всем видам продуктов. И поэтому, конечно, иметь хорошие переходящие остатки. Вот то, чем мы сейчас занимаемся. И, конечно, главное, чтобы был обеспечен и внутренний рынок, в полном объеме, и созданы хорошие остатки. А то, что лишнее на внутреннем рынке, оно может быть реализовано на экспорт.
- Вот мы по нефти знаем, мы вроде сами ее добываем, а начинают расти цены вовне, и у нас бензин наверх растет. А вот с продовольствием такой опасности нет?
- Нет. Я думаю, что этого нет, потому что продовольствие - это особый случай. У нас есть много механизмов, когда мы можем влиять на то, чтобы, если ситуация на мировых рынках - одна, а на внутренних складывается абсолютно другая. Мы можем принимать меры и те механизмы, которые бы позволили нам рынок свой держать вот в нормальном состоянии, чтобы не был дисбалансов на рынке. И мы их можем использовать в любой год, и, в том числе, и в 2012 году.
- Виктор Алексеевич, довольно специфический вопрос: вы сегодня с мэром Москвы Собяниным были на Даниловском рынке. И Сергей Семенович после этого выразил неудовольствие не с лучшей эффективностью, с которой работают муниципальные рынки по сравнению с частными. На ваш взгляд, все-таки какую из форм собственности стоит подталкивать, какими должны быть рынки, чтобы на них были адекватные цены?
- Могут быть разные виды собственности, главное, чтобы был высокий уровень качества продовольствия и обслуживания. Цены должны быть доступными.
- Но вот на частных рынках они часто ломовые. Государство в данном случае может за счет того, что рынок находится в муниципальной собственности, как-то эти цены удерживать?
- Конечно, я думаю, что это вот как раз мы наблюдали на Даниловском рынке, где цены, в общем-то, все же ниже, чем в сетях или на других рынках.