В будущем году в «Укрзализныце» намерены сократить общее количество поездов на 25%, снять 30 ночных маршрутов, а также уменьшить количество станций, на которых останавливаются пассажирские составы. В ведомстве это объясняют стремлением увеличить среднюю скорость движения, а также избавиться от маршрутов, которые не заполняются. Эксперты полагают, что отказ от ночных поездов будет неудобен для пассажиров и является неудачным маркетинговым ходом «Укрзализныци» для привлечения людей на скоростные поезда Hyundai, которые планируется запустить в начале следующего года.
В распоряжении «Ъ» оказался протокол собрания «Укрзализныци» (УЗ), на котором был представлен проект графика движения поездов на 2012-2013 годы. В протоколе отмечается, что для «оптимизации графика поездов» и сокращения «эксплуатационных затрат» в УЗ намерены сократить годовой оборот пассажирских поездов на 25% - с 160 до 121 пары. Кроме того, планируется отменить 30 ночных маршрутов, а количество дневных увеличить с 18 до 22. Перевозчик рассматривает возможность сокращения 75 круглогодичных маршрутов, в частности, поездов N79/80, 165/166 и 167/168 следованием Днепропетровск--Киев; N120/119 Донецк--Киев; N88/87 Луганск--Киев; N338/337 Донецк--Москва; N161/162 и 163/164 Харьков--Киев; N169/170, 98/97, 360/359 Киев--Львов; N623/624 Киев--Каменец-Подольский; N4/3 Киев--Москва; N13/14 Ужгород--Харьков, а также N396/395 Одесса--Киев. «Пока речь не идет об окончательной отмене маршрутов, возможно, эти составы сохранятся для пиковых сезонных перевозок,-- пояснил "Ъ" собеседник в УЗ.-- Это инерционные маршруты многих лет. Сейчас активно развиваются другие виды транспортного сообщения между городами - автобусы, маршрутные такси».
По данным «Укрзализныци», наименее эффективно используется подвижной состав на Приднепровской и Одесской железных дорогах - здесь малый поток пассажиров и большой простой на станциях следования. В этой связи предлагается изменить маршрут 13 пассажирских составов, отменив 1686 остановок, в частности, на маршрутах N37/38 Донецк--Киев, N72/71 Запорожье--Киев, N76/75 Кривой Рог--Киев, N12/11 Киев--Симферополь, N106/105 Одесса--Киев, N43/44 Ивано-Франковск--Киев. «Если на станции за пять месяцев в поезд садится один пассажир - ее нужно отменять, затраты на остановку состава несоизмеримы с прибылью от такой перевозки»,-- поясняют в ведомстве.
В «Укрзализныце» говорят, что сокращение времени стоянки позволит высвободить 55 составов (774 вагона) и увеличить среднюю скорость пассажирских поездов до 55,6 км/ч (сейчас 55 км/ч.). «Мы уходим от большого количества медленных поездов, переходим на интенсивный оборот более быстрых поездов»,-- заверили «Ъ» в УЗ. Следует отметить, что бывший директор УЗ Михаил Костюк (уволен Кабмином 21 марта.-- см. «Ъ» от 22 марта) ранее заявлял, что с 2012 года компания планирует ввести в эксплуатацию 10 скоростных поездов марки Hyundai, способных развивать скорость до 160 км/ч (см. «Ъ» от 31 января).
Переход на скоростные пассажирские перевозки одобрили во Всеукраинской ассоциации туристических операторов. «Новые дневные маршруты подразумевают высокую скорость перевозок - пассажиру будет комфортнее ехать в современной электричке четыре часа, чем в старом вагоне целую ночь»,-- заявил «Ъ» председатель ассоциации Игорь Голубаха. По его мнению, поездки в современных составах повысят туристическую привлекательность Украины.
В Центре политического и экономического анализа придерживаются противоположного мнения, считая, что УЗ отказывается от ночных перевозок, чтобы привлечь пассажиров на скоростные поезда Hyundai. «Это своего рода неудачный маркетинговый ход - отменяются даже поезда с хорошей заполняемостью, а пассажиров планируется принудительно пересаживать на дневные скоростные поезда»,-- убеждена эксперт центра Ирина Кава. По ее словам, новый график движения поездов ухудшит мобильность пассажиров: «Люди привыкли перемещаться ночными поездами, чтобы прибывать в пункт назначения утром и решать свои вопросы».
С тем, что отказ от ночных поездов будет неудобен для пассажиров, согласны и эксперты компании «Менеджмент консалтинг Групп». «Скоростное сообщение удобно только на расстоянии до 400-500 км. Чтобы время в пути не превышало 4-6 часов, на более длинные расстояния нужно организовывать перевозки со скоростью выше 160 км/ч, что маловероятно и предполагает многомиллионные инвестиции в работу УЗ. Ради удобства пассажиров ночные поезда должны остаться»,-- считает руководитель аналитической группы компании Дмитрий Подтуркин.
Юлия Рябчун
Все автомобильные новости