Знаменитый польский пианист Лешек Можджер покоряет Москву. Можджер - выдающийся импровизатор, многогранный музыкант, виртуозный пианист и композитор. Он признан величайшим открытием польского джаза последнего десятилетия. Визитная карточка музыканта - джазовые вариации на темы Фредерика Шопена.
На репетицию своего сольного концерта в Москве знаменитый польский импровизатор и пианист Лешек Можджер приехал сразу из аэропорта. Говорит, очень волнуется - это с акцентом, по-русски. Почему - объясняет уже на английском. «Думаю, москвичи хорошо разбираются в музыке, и играть здесь - непростая для меня задача. Я буду очень стараться», - говорит Лешек Можджер.
Главное, говорит Лешек, не забыть ноты. Такое бывает с музыкантом, когда он увлекается импровизацией. Джаз для него не в партитуре - в душе, не только на сцене - в жизни. Может вдруг прервать репетицию и начать позировать фотографам. Развязанные шнурки на синих кедах - кажется, тоже джаз.
«Я думаю о музыке постоянно. Она звучит в моей голове, когда я веду машину или готовлю еду - мысленно я всегда за роялем, - рассказывает пианист. - Из-за этого иногда со мной случаются небольшие неприятности. Я, например, где-то забыл свой пиджак - не помню где. А этот одолжил у московского приятеля».
Его, получившего классическое музыкальное образование в Гданьской академии, критики давно называют «величайшим открытием польского джаза». А для самого Лешека между джазом и классикой разницы нет. Он поражает вариациям на темы Шопена. Сочиняет свои мелодии, вдохновившись произведениями отца польского джаза Кшиштофа Комеды.
«Лешек Можджер - это какое-то связующее звено между культурой, скажем так, западноевропейской и нашей, российской, общеславянской», - полагает музыкальный критик Дмитрий Ухов.
Лешек Можджер много гастролирует, записывает диски. Его фан-клубы - по всему миру, от Северной Америки до Японии. А выступление с Адамом Маковичем в нью-йоркском Карнеги-Холл шесть лет назад до сих пор называют кульминацией польского фортепианного джаза.
На концерте в Чили Лешеку удалось собрать 15 тысяч слушателей - тоже своеобразный рекорд. На концерте в Москве даже во время небольших пауз, когда произведение еще не закончено, публика не может сдержать аплодисментов. Особенно, когда Можджер начинает играть - внутри рояля, как на арфе. Для него это не шоу, это просто джаз.