Теперь миллионы людей по всему миру еще много месяцев будут лишены радости достать прилюдно из кармана новый гаджет и услышать от окружающих восторженное «Вау!» Ведь даже если разоришься на новый iPhone 4S, впечатления не произведешь - выглядит он идентично вышедшему 15 месяцев назад iPhone 4. Объяснения, что у него внутри «процессор от второго айпада» и «камера восемь мегапикселей» вряд ли окажутся убедительными.
У многих фанатов Apple вечером вторника случилось большое горе. Калифорнийская корпорация, вопреки всех их надеждам, представила не iPhone 5, а iPhone 4S. Практически плюнув в лицо любителям всего нового, стильного и блестящего, Apple выпускает новинку в старом корпусе.
Нервничают разочарованные люди, выплескивают свою обиду в блогах. Многие пишут, что 4S надо читать как «for ass» - «для осла». «Я не собираюсь выглядеть идиотом, прилюдно задавая вопросы телефону», - негодуют одни, не видя толку в новой системе голосового управления. «Уйду на Android, Samsung Galaxy SII - по сути то же самое», - грозят другие. «Если вас это утешит, то буква S похожа на цифру 5», - печально иронизируют третьи.
В компании наверняка были готовы к такой реакции, но все равно уверены в способности оставаться впереди конкурентов. Возможно, выпустив в июне 2010-го iPhone 4, Apple действительно установила планку «вау-фактора» на недостижимом даже для себя уровне. По сравнению с большинством аппаратов конкурентов, да и рядом с пузатым пластмассовым iPhone 3GS стеклянно-металлический «четвертый» выглядел образцом инопланетной техники. Однако тот факт, что в 2009-м Apple представила внешне идентичный прошлогоднему аппарат (3GS), должен был научить нетерпеливых - «айфоны» меняют шкурку лишь по четным годам.
Дело в том, что Apple понимает: лишь самые преданные фанаты марки и люди, категорически не стесненные в средствах, обновляют смартфон каждый год. Кстати, на два года рассчитаны и контракты сотовых операторов, именно с ними продаются подавляющее большинство «айфонов» в США и многих странах Европы. Поэтому новинка рассчитана не столько на владельцев iPhone 4 - большинство из них находятся в середине двухлетнего «цикла обновления» и, думается, вполне довольны своим аппаратом.
Потенциальные покупатели iPhone 4S - это владельцы старых версий iPhone, а также те, кто пока использует обычные «неумные» телефоны или смартфоны на других платформах. Да, у конкурентов уже много месяцев есть и двухъядерные процессоры, и восьмимегапиксельные камеры, но все функции их смартфонов не интегрированы воедино так, как это сделала Apple. О них, в отличие от программ и «железа» Apple, не всегда можно сказать, что они «просто работают». Да, работают, но не всегда «просто». Да и, например, нынешним возможностям голосового управления Android до Siri еще расти и расти.
Скорее всего, Apple неспроста дотянула с выпуском iPhone 4S до осени. Продажи новинки, а вместе с ней - и удешевленного (и урезанного по объему памяти) вдвое iPhone 4, а также «бесплатного» (с недешевым контрактом) iPhone 3GS начнутся незадолго до самого горячего в розничной торговле времени - предновогодних распродаж. Выбора стало больше, вместо двух моделей, как было раньше (новой и «прошлогодней») корпорация предлагает три. Если Apple удавалось в этом году продавать по 18-20 миллионов iPhone 4 и 3GS за квартал, вместе с iPhone 4S и новыми ценниками она наверняка покажет в последнем квартале года как минимум не худший результат.
Так что особых причин для долговременного падения акций корпорации лично я не вижу. Да, симпатизирующие Apple гаджетоманы разочарованы, ведь сравнимые по характеристикам Android-смартфоны вовсю продаются уже много месяцев. Однако большинству потребителей частота процессора куда менее важна, чем та же (я, впрочем, вряд ли решусь делать это прилюдно, да и акцент не вполне калифорнийский) возможность попробовать поговорить со смартфоном, как с личным помощником. Думаю, что с объемом продаж у Apple все будет более чем в порядке. Да, iPhone 5 фанатам еще ждать и ждать. Ну и что - для Apple бизнес, разумеется, важнее. И почему бы не выпустить новый «айфон» в старом корпусе, если конкуренты пока так и не предложили ничего однозначно более изящного, стильного и футуристичного.
Если калифорнийская компания и поставила себе целью доминирование на рынке смартфонов, то движется к нему неспешно и ставя во главу угла свои доходы. Пусть Android доминирует - но его 43-процентная доля (данные Nielsen за август) составлена из многих десятков разношерстных устройств от многочисленных производителей, которые из последних сил конкурируют друг с другом, снижая цены в ущерб доходам, в то время как iPhone - это пять моделей, две из которых уже не продаются, от одного производителя. То есть пять устройств (а главным образом - три) контролируют 28% рынка. Не так уж плохо для одной компании, например, в автомобильной отрасли столь успешного игрока нет и не предвидится.
При этом прибыль Apple с каждого проданного аппарата и не снилась ни одному другому производителю смартфонов. Компания спокойно зарабатывает свои миллиарды (в «закромах» у нее уже без малого 80 миллиардов долларов свободных средств - можно купить контрольный пакет «Газпрома» и еще останется на презентацию iPhone 5 на Луне) и бежать впереди паровоза не собирается.
Кроме того, Apple контролирует свою платформу куда лучше Google. Например, интернет-гигант вряд ли счастлив, наблюдая, как растет бешеными темпами число предварительных заказов на новый планшетник Kindle Fire от Amazon. Сверхдешевая (200 долларов) новинка работает на Android, но сервисов Google на ней нет, «посчитать» и сделать получателями своей рекламы ее пользователей Google не может, а, значит, и толку с нее разработчику Android мало. Apple (и, кстати, Microsoft со своей Windows Phone 7) в такой ситуации не окажется никогда - iOS «закрыта», и лишь Apple позволено контролировать платформу и ее пользователей.
Что касается iPhone 5, то он наверняка уже более-менее готов и тестируется инженерами компании. Возможно, в нем даже есть функция, отправляющая лично гендиректору Тиму Куку предупреждающее сообщение, когда аппарат находится в опасной близости от пивной, текила-бара или любого другого места, где ответственный сотрудник Apple может расслабиться и потерять бдительность. Но выводить его на рынок Apple не торопится. Компания уверена в том, что потребители пока с радостью купят и iPhone 4S.
Насколько обоснована такая уверенность, покажет время. Конкуренты действительно не дремлют. Google и Samsung собираются представить что-то интересное (скорее всего, новый эталонный «гуглофон» с четвертой версией Android) 11 октября. А 26 октября Nokia, как ожидается, покажет свои первые три смартфона на платформе от Microsoft - Windows Phone.
В России ситуация с продажами нового iPhone сложится, я думаю, несколько иная, чем в США. Конечно, высокотехнологичные «челноки» привезут 4S в нашу страну уже в день начала продаж, и первое время будут продавать его по заоблачным ценам. Но спрос, вероятно, будет ниже, чем в случае с iPhone 4. Ведь крайне важный для россиян «вау-фактор» у новинки отсутствует, одно из ключевых нововведений - голосовой ассистент Siri - русского языка не разумеет, «облачный» iTunes Match в нашей стране не работает. Скорее, спрос будет высоким на ставшие «бюджетными» урезанные до 8 гигабайт iPhone 4. По цене тысяч в 14-15 рублей (столько в последнее время стоил 3GS с 8 гигабайтами памяти, американский стодолларовый ценник которого теперь переклеили на iPhone 4) это будет весьма и весьма привлекательное предложение, хотя бы в силу того же дизайна.
И еще - что-то мне подсказывает, что владельцы iPhone 4, не чуждые всего стильного и блестящего, втайне рады, что новый iPhone выглядит как старый. В ближайшие недели вокруг начнут появляться люди с новинкой от Apple, но со стороны их будет не отличить. Можно спокойно ждать лета (или осени) 2012-го.