Сегодня в порту Сочи пройдет траурная церемония в память о жертвах одной из самых страшных авиакатастроф в России. Ровно 10 лет назад самолет компании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, упал в Черном море. Погибли все - 66 пассажиров и 12 членов экипажа. По официальной версии, воздушное судно по ошибке сбили украинские ракетчики. Но Киев свою вину так и не признал.
Памятник, напоминающий крыло самолета в Новосибирске появился после того как жизнь людей, чьи имена нанесены на эту стелу в одну секунду оборвалась над Черным морем. Отец Бориса Калиновского летел тем рейсом из Тель-Авива. Для сына этот полет все еще не закончен.
«Хотелось бы просто, чтобы были названы виновные, - говорит Борис Калиновский. - Мы не хотим какой-то расправы, но пусть хотя бы не будет этого лукавства и лицемерия».
4 октября 2001 года Ту-154 авиакомпании «Сибирь» пересекает Черное море. Его ведут сочинские диспетчеры. На полигоне Опук в Крыму в это время учебные стрельбы украинского ПВО.
В 13:44 машина исчезает с радаров. Пилот армянского Ан-24 докладывает о вспышке над самолетом перед его падением. Вторит ему и экипаж сухогруза «Капитан Вакула», который первым прибыл на место. Чуть позже становится известно, что американские спутники-шпионы тщательно шерстят из космоса район и также фиксируют ошибку украинских ракетчиков, которая приводит к трагедии. Вина украинской стороны быстро стала ясна всем, кроме ее самой. Министр обороны Александр Кузьмук специально выступал в Верховной Раде. Но убедить трудно было даже гражданских. «Ракета по всем расчетам упала в границах полигона в 12:43 - то есть, за две минуты до исчезновения самолета с экранов радаров», - заявил Кузьмук.
Всего 9 дней понадобилось комиссии (в ее составе были и российские, и украинские, и израильские специалисты), чтобы установить причину катастрофы. Как только среди обломков самолета эксперты обнаружили металлические шарики от боевой части ракеты комплекса С-200, стало ясно что, произошел технический сбой, и пущенная ракета спутала учебную цель с летящей неподалеку «тушкой». Первым косвенно признал вину Украины тогдашний президент Кучма. На эмоциях он произнес фразу, оставшуюся в истории не столько этой авиакатастрофы.
«Не мы первые и не мы последние. Не нужно из этого делать трагедию - что произошла какая-то ошибка. Ошибки происходят всюду, и не только такого масштаба - бывают гораздо более масштабные ошибки», - сказал тогда Кучма.
После этого были компенсации - по 200 тысяч долларов за каждого погибшего и не было реальных имен виновников. И вот через десять лет хозяйственный суд Киева неожиданно отказал в удовлетворении иска уже самой пострадавшей авиакомпании, которая хотела получить от украинского министерства обороны компенсацию за сбитый самолет.
Основывались на выводах судебных экспертов. Подробностей исследования немного и что-то уточнить у них самих невозможно. Из этого института в ответ на запрос прислали интересное письмо. Ключевая фраза «запрещено разглашать без разрешения суда данные» выделена черным. На адвокатов она, конечно, не распространяется. Они уже пообещали, что будут обжаловать решение суда.