Помочь Михаилу Прохорову в выпуске «Ё-мобиля» могут другие известные бизнесмены - Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Они стали акционерами ЗАО «Элтон», которое ведет переговоры о поставке «Ё-авто» конденсаторов, призванных заменить аккумуляторы
Бывшие руководители РФФИ Владимир Малин и Кирилл Томащук продали Махмудову и Бокареву 50% акций ЗАО «Элтон» (Троицк, Московская обл.), рассказал «Ведомостям» Томащук, сделка была закрыта недавно.
«Мы предложили Махмудову и Бокареву войти в число акционеров, так как они являются акционерами "Трансмашхолдинга" - ключевого потребителя продукции "Элтона", - объяснил Томащук. Бокарев подтвердил "Ведомостям" факт сделки.
"Элтон" разрабатывает перспективные энергосберегающие технологии, которые могут быть использованы на заводах "Трансмашхолдинга" и не только, поэтому было принято предложение стать совладельцами "Элтона", объяснил он. Сумму сделки стороны не раскрывают.
"Элтон" разрабатывает суперконденсаторы - накопители энергии, занимающие промежуточное положение между аккумуляторными батареями и обычными конденсаторами, говорится на сайте "Элтона". Они могут работать в более широком диапазоне температур (от -50 до +70 градусов по Цельсию), их срок службы превышает 15 лет, а ресурс - свыше 1 млн циклов заряда-разряда. Они заряжаются быстрее традиционных батарей - максимум за полминуты вместо нескольких часов - и так же быстро отдают энергию, что определяет область их применения: для систем запуска двигателей и рекуперации энергии (использование энергии торможения) на транспорте и т. д., говорит старший инвестиционный менеджер "Роснано" Дмитрий Гавва.
"Элтон" рассчитывает, что его клиентом станет "Ё-авто" - СП группы "Онэксим" Михаила Прохорова и "Яровит моторс" Андрея Бирюкова. В "Ё-мобилях" вместо традиционных аккумуляторов будут использоваться суперконденсаторы. Переговоры о поставках идут с весны 2010 г., рассказал Томащук, "Элтон" разработал новые конденсаторы "специально для „Ё-мобилей", уже поставлены комплекты для нескольких машин - они стояли на „Ё-мобилях", презентация которых состоялась в этом году. Именно на таком автомобиле летом проехался по подмосковным дорогам премьер-министр Владимир Путин.
„Мы хотели бы рассматривать производство такого принципиально нового автомобиля как перспективный рынок сбыта", - сказал Бокарев. Бирюков подтвердил, что его компания ведет переговоры с „Элтоном" и другими производителями конденсаторов, но назвать их отказался. Поставщики комплектующих для „Ё-мобиля" должны быть отобраны к ноябрю, отметил он.
Подробности проекта Томащук и Бокарев не раскрыли.
„Роснано" оценивает мировой рынок суперконденсаторов в $400-500 млн, но к 2015 г. он должен вырасти до $2-3 млрд - в основном за счет снижения удельной стоимости суперконденсаторов в 1,5-2 раза до 1,8-2 центов за фарад, прогнозирует Гавва. В России несколько компаний разрабатывает суперконденсаторы - „Элтон", „Технокорд", „Энкод", но пока ни одна из них не наладила массовый выпуск, отмечает Гавва.
Весной „Ё-авто" объявила, что запустит производство во второй половине 2012 г., мощности завода составят 45 000 „Ё-мобилей" в год. При любом объеме выпуска „Ё-мобилей" поставки конденсаторов на них будут выгодны для „Элтона", уверен Томащук.
С „Трансмашхолдингом" „Элтон" создает новый гибридный маневренный тепловоз и вагоны метро с накопителями, рассказал Томащук. Предполагается, что „Трансмашхолдинг" будет выпускать свыше 30 гибридных тепловозов в год. Сотрудник „Трансмашхолдинга" подтвердил, что такие разработки ведутся, но оценивать спрос на эти тепловозы не стал. Объемы поставок метропоездов предсказать сложно, но с руководством столичного метрополитена уже согласовано проведение таких разработок, говорит Томащук. Представитель столичного метрополитена на запрос не ответил.
В первой половине 2000-х гг. Малин возглавлял РФФИ, а Томащук был его замом. Малин покинул фонд в 2004 г., Томащук - на год позже. Он и Сергей Разумов (впоследствии основавший сеть магазинов „Утконос") еще в 1994 г. учредили „Элтон" для разработки и производства конденсаторов нового поколения. Разумов продал свою долю в 2009 г., чуть позже акционером „Элтона" стал Малин, сказал Томащук.
В прошлом году „Элтон" стал участником центра „Сколково" и получил грант на 251 млн руб. на создание производства нового поколения электрохимических конденсаторов, говорится на сайте „Сколково". Столько же в этот проект должны вложить акционеры, отметил представитель компании.
Все автомобильные новости