Рига готовится стать культурной столицей Европы. Произойдет это только через два года, но уже сейчас вовсю идут приготовления. Большую часть расходов - около 9 миллионов евро - возьмут на себя спонсоры. Поможет латвийским властям и Евросоюз, он финансирует каждый город, который удостаивается чести быть культурной столицей. Сумма составит 1,5 миллиона евро.
На спинках кресел - имена меценатов: тех, кто помог театру деньгами, или их родителей, когда-то вынужденных покинуть Ригу (их память таким образом увековечили дети). Без помощи бывших соотечественников невозможна была бы реконструкция знаменитой Латвийской оперы, солисты которой сейчас поют в лучших театрах мира, наверное, еще и потому, что едва ли не каждый житель Латвии пел в хоре или ходил в музыкальную школу.
Мультимедийная пацифистская опера «Природа войны», основанная на эстетике японских комиксов манго и театра Но, открыла сезон. Постановщик - Кирстен Дельхольм, датчанка, у которой собственный перформанс-театр.
«Мы очень гордимся, что можем показать Ригу с самого основания», - говорит экскурсовод Юнис Берже. В этом месте в 1201 году Лифляндский епископ Альберт основал укрепление вместе с рыцарями Ордена меченосцев, которое назвал Рига.
Церковь святого Иоанна, в основании которой замок. Расположенная рядом часовня с высокими, широкими арками - характерный пример кирпичной готики. Ступенчатый фронтон-икона того же стиля, хотя был создан лишь в конце XV века. Петушки лютеранско-протестантские: влияние Германии, где ими заменили римско-католические кресты. Петух - птица, которая возвещает о начале нового дня.
«Лютеране думали о себе, как о людях, которые в смысле религиозной жизни Европы приносят новый день - восход солнца, Евангелие в чистом виде», - поясняет экскурсовод.
Башня Церкви Святого Петра - самая популярная у туристов смотровая площадка. С высоты 72 метров видна вся Рига. Лучше всего - классический средневековый квартал старого города. Компактный район с большим количеством памятников архитектуры XII-XVI веков и более поздних времен. Россиянам эти места очень хорошо знакомы, даже тем, кто здесь не бывал никогда.
Этот дом вернули владельцам. Согласно закону о реституции, те превратили его в отель, дав имя собственное - Людвиг Нейбург.
«Дом показывает финансовые возможности некоторых жителей Риги начала прошлого века», - продолжает экскурсию Юнис. Спроектировал его для себя же архитектор Константин Пекшен вместе с Эйженом Лаубе, тогда еще студентом, позже - знаменитым зодчим, произведения которого во многом и делают Ригу узнаваемой. Вернувшиеся к дореволюционным владельцам дома, как этот, вновь стали доходными - квартиры сдаются внаем. В одной из них - Музей югендстиля.
Примерно так и жила чета Пекшен 100 лет назад. Кухня с многофункциональной плитой, ванная со всеми причиндалами, унитаз в рабочем состоянии.
Здание Биржи - так теперь называется музей, открывшийся выставкой «Гласстрес». На ней представлены работы из венецианской студии Беренго, где современные художники экспериментируют со знаменитым муранским стеклом. Что не случайно: архитектурный облик построенного в середине XIX века здания перекликается с формами венецианских ренессансных палаццо. В атриуме, под прозрачной крышей, как сейчас модно, полгондолы московского художника Дмитрия Гутова, уплывающей в небо. Еще один отсыл к Венеции. Как и голуби.
«Это инсталляция бельгийского художника Яна Фабра. Часть той, что демонстрировалась в Лувре три года назад. Птицы были расставлены по карнизу, 164 статуэтки. Парижский музей приобрел всю коллекцию для постоянной экспозиции. И я очень горжусь, что фигуры из стекла, наконец-то, начинают занимать достойное место. Вы могли видеть их в Пушкинском музее, где среди работ 9 художников из разных стран, были российские. Все они приезжали ко мне в студию, на остров Мурано», - говорит Адриано Беренге, владелец художественной студии (Италия).
Превращение пространства, где велись торги, в выставочное длилось 10 лет и потребовало от государства 15 миллионов латов - это около 21 миллиона евро. Кризис затормозил было реконструкцию, но, по словам директора музея, уже все зашло так далеко, что не закончить было бы неразумно. Коллекцию рижского Музея зарубежного искусства специалисты называют лучшей в Балтии. За 90 лет существования возникло большое собрание произведений заграничных художников и скульпторов: с V века до нашей эры до начала XX века, Древний Египет, античный мир, Дальний Восток и Западная Европа.
Напротив рижской Биржи - Домский собор. Сюда тоже приходят, как в музей. Посмотреть на архитектуру XV века, на роскошные витражи. Декан показывает орган и говорит, что уникально сочетание инструмента и места, в котором он находится.
Декан собора также обращает внимание на «нескромный» автограф мастера, построившего этот музыкальный инструмент, Якоба Раба, который написал, что «все им сделано прекрасно», и поставил дату - 1601 год. Сейчас собор в строительных лесах: к архитектурным памятникам культуры отношение трепетное. Закреплено законодательством: перестраивать, переделывать, сносить ничего нельзя. А вот начинку - какую угодно. Как в этой маленькой гостинице, где есть все последние модные тенденции, включая единственную в Балтии «зеленую стену»: стену, которую не разрушишь, прикрыли растительностью. А сам дом, по словам зодчего, модель Старой Риги, которую он явно любит, с которой разговаривает, как с живой.
С террасы виден Домский собор, такие знакомые по советскому кино черепичные крыши, ганзейские петушки. Пример того, как можно сохранить многовековую красоту, не превращаясь в ретрограда.