Нелегкие времена ждут авиаперевозчиков - об этом заявила Международная ассоциация воздушного транспорта. Нестабильная экономика и удорожание на топливном рынке могут значительно уменьшить доходы авиакомпаний по всему миру.
Российский авиарынок - не исключение. Число авиакомпаний серьезно сокращается. На этой неделе еще три перевозчика были лишены лицензии. Как в ближайшем будущем изменится авиарынок, ведущие «Утра России» спросили у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина.
Станут ли полеты безопаснее после того, как ненадежные перевозчики уйдут с рынка? «Ключевым здесь является соблюдение требований безопасности. Если компания соответствует этим требованиям, она должна работать на рынке. Если не соответствует - безусловно, путь на рынок такой авиакомпании должен быть закрыт», - сказал Голомолзин.
«Мы сейчас примерно 75 процентов всех авиаперевозок осуществляем из Москвы и в Москву, то есть, это магистральные маршруты. Лишь 25 процентов - региональные перевозки, - продолжил он. - Это нерациональная структура перевозок. Сейчас региональным компаниям работать намного сложнее, чем федеральным».
Поэтому, по словам Голомолзина, сейчас необходимо удешевлять региональные перевозки, в том числе, услуги аэропортового обслуживания. Для этого нужно скорректировать нормы сертификации и проектирования, и если необходимо - осуществлять меры поддержки. «Сейчас дано поручение определить, какие маршруты являются социально значимыми», - сказал замглавы ФАС.
«Что касается авиатоплива, то ситуация находится под жесточайшим контролем», - заверил Голомолзин. По его словам, стоимость топлива снизилась в полтора раза, после того как в отношении нефтяных компаний были рассмотрены три соответствующих дела. В результате, объем перевозок в 2010 году по сравнению с 2009 вырос на 26 процентов. В этом году рост перевозок уже составил 11 процентов.
Если ситуация с топливом контролируется, то состояние авиапарка остается проблемой. «У нас есть крупные суда, но недостаточно предложение по судам меньшей вместимости», - констатировал Голомолзин. Однако, по его словам, изменения общих экономических условий на рынке региональных перевозок произойдут в ближайшее время путем прямых мер господдержки. А на следующих этапах это произойдет за счет улучшения общей экономической ситуации.
«Мы должны кардинально нарастить объем региональных и местных авиаперевозок. Наращивание объема способствует снижению удельных расходов, а значит, и снижению цен на авиабилеты», - заключил Голомолзин.