В Москве начались гастроли старейшего итальянского театра марионеток «Карло Колла и сыновья». В рамках Года России-Италии театр представляет оперу Джузеппе Верди «Трубадур», в которой звучит голос всемирно известной оперной звезды Марии Каллас.
Управлять марионеткой - это как играть на музыкальном инструменте. Таких «инструментов» в старейшем миланском театре марионеток несколько сотен, «музыкантов» - всего 12. Усаживая куклу, как любимую внучку, на колени, Эудженио Монти Колла с гордостью рассказывает: он кукловод в четвертом поколении.
«Этот костюм вышит вручную - работа моей тетушки. Вся наша семья на протяжении почти двух веков служит в кукольном театре. Его в 1835 году открыл наш прадед Карло Колла. Вот сейчас мы с моим двоюродным братом возглавляем труппу», - рассказывает Эудженио Монти Колла, руководитель театра «Карло Колла и сыновья» (Италия).
На спектакле-мастер-классе Эудженио приглашает зрителей за кулисы марионеточной жизни. «Магатеи» - так в старину в Милане называли кукол - делают только из липы, самого эластичного дерева, а вот руки, чтобы движения были изящными, из ткани, которую набивают опилками или ватой.
В репертуаре каждой куклы, как и у настоящего актера, сразу несколько спектаклей. Ей можно наносить грим, менять костюмы. Правда, есть в труппе актеры одного амплуа. Из-за особого строения деревянного организма вот эта парочка всегда играет инопланетян, которые способны вытягивать шею чуть ли не до потолка.
Про «актеров» труппы Карло Колла давно говорят: гипнотизирующие марионетки. Их игра завораживает, и веревочки уже не заметны, когда в глазах живой блеск. Эудженио Колла открывает секрет: глаза марионеток из особого, бликующего на свету, стекла.
«Конечно, для нас это не куклы. Они как люди, они оживают, когда ты вселяешь в них свою душу. Невероятные ощущения! А видели бы вы, как публика на это реагирует. У нас в зале ведь всегда аншлаг», - говорит Карло Колла, руководитель театра «Карло Колла и сыновья».
Аншлаг в «Карло Колла и сыновья» был, начиная с самых первых спектаклей. В 19 веке зрители приходили на представление не столько ради искусства, сколько ради новостей. Труппа много гастролировала, видела мир и лучше любой газеты информировала театральную публику. Сейчас один из старейших театров мира почти всегда ставит классику. Куклы в треть человеческого роста могут и балет станцевать, и оперу исполнить. И лучшие голоса становятся бессмертными. Например, в «Трубадуре», который покажут в Москве трижды, Леонора будет петь голосом Марии Каллас.