Нули с «зайчиков» пока убирать не будут.
Белорусы уже привыкли, что ценники на товары в наших магазинах и на рынках иногда напоминают номера телефонов. А вот жителей соседних стран эти бесконечные нули иногда приводят просто в восторг:
- Так вы же миллионеры! А жалуетесь, что плохо живете, - смеются мои друзья-москвичи.
- А я вот вообще не могу посчитать ваши деньги. Беру их в руки и не могу понять, как их складывать. Приходится продавцу в магазине отдавать всю пачку денег, чтобы он сам взял, сколько нужно, - жалуется мне подруга из Питера.
Действительно, когда снимаешь с карточки деньги на какую-то крупную покупку или закупку продуктов на рынке (там ведь пластиком не рассчитаешься!) в руках оказывается солидная пачка денег. И если раньше я шла на рынок и брала с собой 200 тысяч, чтобы купить на месяц продукты и бытовую химию, то теперь приходится брать все 500, а то и больше. По нынешним меркам сумма вроде как не слишком большая, но если банкомат выдаст ее двадцати- или десятитысячными купюрами, то всё в кошелек не влезает.
Зато десяти- и двадцатирублевые купюры в магазинах вообще перестали требовать. Думаю, каждый не раз уже слышал от продавцов фразу: «Десять рублей будете должны».
- Да, мелкие купюры в двадцать и десять рублей мы давно перестали считать, - говорит продавец одного крупного универмага. - У покупателей часто не находится этой мелочи, да и в кассе не хватает. Они нам для работы вообще уже, в принципе, не нужны. Мы бы их просто изъяли из оборота.
«Комсомолка» попыталась выяснить, нужно ли нам сократить количество нолей на деньгах и к чему это может привести.
После деноминации в 94-м году профсоюзы собирались подать в суд на Нацбанк
Нули на белорусских деньгах обрезали уже два раза. Первый раз это произошло в августе 1994 года - с денег убрали один ноль. Тогда главой Нацбанка был известный экономист Станислав Богданкевич. Нолик с рублей убрали, чтобы исключить путаницу между ценами и деньгами в кошельках у населения
- Когда развалился Советский союз, вместо Центрального банка СССР образовалось 12 суверенных Центральных банков независимых республик. Однако все они выпускали общую советскую валюту, - вспоминает экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич. - Первая деноминация в 1994 году была связана с тем, что зарплату мы платили в советских рублях, например, 100 рублей, а выдавали наличными 10 рублей. Но в учете, кассе и по всем документам писали, что это 100 рублей. И цены были, например, на товар 100 рублей, а платили в кассе 10 рублей. Так происходило из-за того, что не хватало денег, не было отпечатано столько банкнот. Именно для этого мы и делали первую деноминацию, чтобы убрать путаницу. Но когда провели деноминацию, профсоюзы обратились в прокуратуру и заявили, что это грубое нарушение законов. Но потом все поняли, что деноминация - это просто технический процесс, смена счетов и рубль при этом не обесценивается. Просто все показатели (цены, зарплаты уменьшаются на одинаковую величину).
Второй раз деноминация прошла в 2000 году, тогда зачеркнули сразу три нуля. И вместо миллионов появились сегодняшние тысячи. Тогда же в оборот ввели новые купюры: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Но чуть позже один рубль и пять рублей из оборота изъяли.
Кстати, если бы деноминацию тогда не проводили, доллар сейчас по рыночному курсу стоил бы около 80 миллионов!
«Обрезать» нолики с белорусских денег не дают высокие цены
Слухи о том, что вот-вот нынешние деньги вот-вот заменят на новые, без нолей, появляются с завидной регулярностью. Деноминацию ждали в 2007, 2008 и в 2009 годах. Однако слух так и оставался слухом.
Однако, еще в декабре прошлого года тогдашний глава Нацбанка Петр Прокопович заявил, что в принципе, деноминацию уже вполне можно провести.
- Скажу так: деноминация в нашей стране возможна, но назвать ее точную дату не могу. Это зависит от многих факторов. Возможно, до деноминации пройдет еще два-три года, - сказал Петр Петрович на «прямой» линии в газете «Республика». - Для того чтобы провести деноминацию, необходимо время на подготовку: издать соответствующий указ президента, затем создать нормативно-правовую базу и т.д. К деноминации надо будет готовиться как минимум в течение полугода.
Так что внезапно о том, что, условно говоря, завтра в стране появятся новые деньги, никто сообщать не будет.
- В Беларуси деноминация допустима, а то мы скоро до триллионов дойдем. Другой вопрос, что делать ее сейчас нельзя из-за высокой инфляции. Если бы цены росли где-то на 5% за год, а не за две недели как сейчас, то деноминация бы не помешала, - оценил нынешнюю ситуацию Станислав Богданкевич.
Особых минусов, как считает экс-банкир, в деноминации нет, это просто дополнительная работа в период ее проведения, когда надо перестраивать счетную технику, программы.
Экономисты тоже говорят, что ничего страшного в зачеркивании нолей нет.
- На экономические процессы деноминация напрямую не влияет, - объясняет экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра Дмитрий Крук. - Если сейчас грамотно провести деноминацию, то на нашей экономике она никак не скажется. Но нужно довести до населения, что деноминация - это просто технический процесс. Правда, если у нас ожидания высокой инфляции к концу года, то проводить деноминацию нет никакого смысла.
ЗВОНОК В НАЦБАНК
В главном банке страны утверждают, что пока в Беларуси проводить деноминацию не планируют.
- Решение о проведении деноминации принимается исключительно главой государства. Но информации о таком решении или его подготовке у нас нет, - рассказали «Комсомолке» в управлении информации Нацбанка.
КСТАТИ
За самую крупную белорусскую купюру нельзя купить даже 10 евро
По рыночному курсу евро стоит больше 10 тысяч, а самая крупная банкнота в Беларуси - всего-то 100 тысяч. Может, раз нолики не убирают, в Беларуси введут деньги более крупного номинала? Например, в 500 тысяч или в 1 миллион.
Кстати, слухи о том, что 500-тысячные банкноты появятся, ходили еще года два назад. Однако в Нацбанке говорят, что новых денег пока печатать не планируют.
Посмотреть курс валют