На фоне финансовой нестабильности и скачков курса валют автокомпании не исключают нового повышения цен на машины. Пока они не спешат привязывать цену к доллару, как это было в прошлый кризис, но пристально следят за ситуацией. Аналитики ожидают подорожания машин в ближайшие месяцы.
С начала августа средневзвешенный курс доллара в России увеличился более чем на пять рублей, с начала сентября - на три рубля. Курс евро вырос на 14 копеек, до 43,5 рубля, с начала августа - почти на четыре рубля. Нестабильность на финансовых рынках и резкое падение курса рубля может затронуть цены на автомобили уже в ближайшие месяцы, прогнозируют опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. Нынешняя ситуация близка к известным событиям кризиса 2008 - 2009 годов, однако отличается от него в худшую сторону отсутствием запасов автомобилей и возможных скидок.
В представительствах автокомпаний пока уверяют, что ближайшей перспективе к долларовому исчислению цен возвращаться не планируют, но в то же время «пристально следят» за ситуацией в мировой экономике. Аналитики говорят о неизбежности повышения цен в случае, если курс преодолеет отметку в 33 рубля за доллар.
По словам директора по связям с общественностью Renault в России Оксаны Назаровой, французская компания в настоящее время не планирует привязывать цены на автомобили к курсу доллара, и во время прошлого кризиса года к такой мере не прибегала. Отрицательно ответили на вопрос о перспективе возвращения долларовых цен в российских офисах Nissan, GM, Toyota.
«Сейчас необходимо смотреть, как ситуация будет развиваться дальше. Однако выставлять цены в долларах мы не планируем. У нас есть серьезное преимущество - три модели выпускаются в России, и мы будем однозначно развивать процент локализованных деталей», - сказала «Газете.Ru» менеджер по связям с общественностью «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова.
«Волатильность на валютном рынке оказывает на компанию определенное влияние, но на данный момент цены на машины привязывать к какой-либо валюте не планируется. В 2008 году мы плавно повышали цены, как и все конкуренты, но это не было связано автоматически с курсом евро или доллара, формирование цены - это комплексный подход. Кроме того, тогда падал курс корейской воны - в нашем случае, для марки Chevrolet он имеет большое значение» - пояснил «Газете.Ru» пиар-директор GM в России Сергей Лепнухов.
Во время кризиса 2008 года цены на автомобили увеличили практически все компании, прежде всего связав эту меру с ростом курса доллара по отношению к рублю, а также с повышением таможенных пошлин. Раньше всех это сделали японцы - в декабре 2008 года о подорожании объявили Toyota и Mitsubishi, в марте на 4-5% выросли цены на Nissan.
Если тенденция резкого роста курса доллара продолжится, ничто не остановит рост рублевых цен на автомобили в ближайшие месяцы, возражают эксперты и участники рынка. Увязывание стоимости машин с курсом иностранных валют при этом будет негласным. На рынке автокредитования нестабильная финансовая ситуация может отразиться лишь в более отдаленной перспективе. В ближайшие месяцы, напротив, ожидается рост рынка автокредитов.
«Автокомпании рассчитывали цены машин из расчета курса порядка 29-30 рублей за доллар. Сейчас курс доллара вырос почти на 8% от этого показателя. Если рост составит 10%, и доллар уйдет за 33 рубля, машины станет невыгодно продавать - объясняет начальник отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун -
Тогда повышение цены на машины станет неизбежным. Произойдет это, наверное, не раньше 1 ноября, и составит около 5%».
«Вполне возможно, что через месяц-два многие производители могут начать корректировать цены, особенно там, где идет стопроцентный импорт», - соглашается коммерческий директор группы компаний «Автомир» Андрей Дя.
Также, по его словам, отличие нынешней ситуации сейчас от конца 2008 года заключается в том, что сейчас у дилеров и производителей нет избыточных запасов автомобилей, которые в кризисном 2009 году продавались со значительными скидками.
«В посткризисное время автопроизводители и дилеры серьезно работали над рентабельностью. Чтобы бизнес был рентабельным, прежде всего должен быть оптимальный склад», - подчеркивает Дя -
С учетом увеличения курсов возможно перераспределение спроса в пользу автомобилей отечественной сборки, а также корейских марок. Также жизнь показывает, что производители, особенно люксовых марок, достаточно быстро корректируют цены, тем более при отсутствии стоков".
По мнению экспертов, в ближайшее время возможен всплеск продаж автомобилей, за счет автокредитов и валютных накоплений граждан.
«Я думаю, что в ближайшие месяцы будет всплеск автокредитования - под влиянием стабильного восстановления экономики и роста реальных зарплат. Те ситуации, которые происходят на рынке, носят краткосрочный характер, вызваны они изменением в американском законодательстве и нестабильностью политической ситуации», - считает главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин.
По данным «Автостата», по итогам 2008 года доля продаж автомобилей в кредит составляла 46,4%, а по итогам 2009 года - 24,1%. В 2010 году доля автомобилей, приобретенных потребителями с помощью заемных средств, показывала положительную динамику, достигнув к декабрю 41% и среднего значения по году 35,9%. В 2011 году уровень продаж автомобилей в кредит выходит на докризисный уровень - порядка 50%.
Чтобы обезопасить себя от роста цен на уже заказанные машины, дилеры советуют внимательно изучать договоры, в которых такая возможность должна быть прописана, а также вносить за автомобиль предоплату.
«Все зависит от формы договора, который подписывают продавец и покупатель. Если в нем прописана корректировка цены, то она скорее всего будет скорректирована, поскольку новая поставочная цена будет выше. Если клиент оплатил автомобиль полностью, то дилер наверняка также ее выкупил, и она придет по прежней цене», - объясняет Андрей Дя - И если колебания будут происходить, то часть дилеров будут вносить в договоры соответствующие поправки, или фиксировать цену в соответствующих валютах".
Автор: Михаил Лобачев
Все автомобильные новости