Чиновники решили ужесточить правила лицензирования наземного пассажирского транспорта. Все автобусы и маршрутки, в том числе внутригородские, обяжут оборудовать тахографами и системой ГЛОНАСС. Значительно расширится перечень нарушений, за которые перевозчика лишат лицензии. Транспортники грозят повышением тарифов для пассажиров.
Министерство транспорта подготовило проект постановления «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек». Документ касается всех автоперевозчиков, обеспечивающих внутригородские, пригородные, междугородные и регулярные (специальные) перевозки.
Расширяется перечень необходимых требований для осуществления лицензионных перевозок. Теперь все автобусы и маршрутки владелец должен оборудовать спутниковой навигационной аппаратурой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и тахографами.
В рамках этого же документа существенно расширяется перечень грубых нарушений, за которые в отношении перевозчика запускается процедура аннулирования лицензии, что, по сути, означает прекращение его предпринимательской деятельности. Сейчас лишится лицензии перевозчик может только в двух случаях: если по вине его водителя происходит ДТП, в котором получают тяжкие повреждения или погибает пять и более человек, а также в случае выхода на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр.
Теперь же чиновники предлагают лишать предпринимателя лицензии, если его водитель стал участником ДТП (даже по вине другого транспортного средства), в котором пострадало более двух человек.
Также автокомпании грозит закрытие за отсутствие оборудованных в установленном порядке системы ГЛОНАСС или тахографа. При этом, какой именно порядок установки, документ не поясняет.
В число грубых нарушений попали не проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В новом документе лицензию предлагается сделать бессрочной (сейчас пять лет). Однако одновременно с лицензией на каждое транспортное средство предприниматель должен будет получить лицензионную карточку, срок действия которой - пять лет. «В связи с тем, что необходимо контролировать парк автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров, предлагается ввести ограничение действия лицензионной карточки, - сказали "Газете.Ru" и добавили, что в настоящее время рассматривается вопрос о необходимости установления предельного срока эксплуатации автобусов - 10 лет. В ведомстве пояснили, что "правила лицензирования не меняются, а просто конкретизируются".
Перевозчики считают, что ужесточение требований лицензирования, а особенно расширение перечня грубых нарушений, за которые можно лишиться бизнеса, существенно усложнит жизнь предпринимателям.
Кроме того, обязательное требование устанавливать на внутригородские транспортные средства тахографы - избыточно и приведет только к росту цен на проезд для пассажиров. "В городе предприятие контролирует выход ТС на линию, - говорит „Газете.Ru" исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - В городских условиях транспорт всегда двигается в пределах маршрута и контролируется по путевому листу. Обязательное наличие тахогрофа, который стоит довольно дорого, приведет только к повышению тарифов. Кроме того, ГЛОНАСС выполняет все функции тахографа".
Эксперт в сфере дорожной безопасности Владимир Галицкий считает, что ужесточение требований для перевозчиков необходимы. "Учитывая, что на сегодняшний день сознание водителей не на самом высоком уровне и все хотят больше зарабатывать, игнорируя ПДД и время, отведенное на отдых, то такие ужесточения могут положительно сказаться на безопасности пассажиров", - сказал он "Газете.Ru".
По данным Ространснадзора, за восемь месяцев 2011 года с участием лицензируемого пассажирского автотранспорта в России произошло 4148 ДТП с пострадавшими, в которых 451 человек погиб и 6402 получили ранения. Из всех этих аварий 1333 произошли по вине водителей автобусов. Основной причиной аварийности при перевозках пассажиров автобусами является нарушение водителями ПДД. Тяжесть последствий ДТП на лицензируемых автобусах в России остается самой низкой в сравнении с другими видами автотранспорта.
Автор: Евгений Шипилов
Все автомобильные новости