Действенных средств для борьбы с «зайцами» в электричках на законодательном уровне нет. Такое мнение высказал в своем блоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. А между тем, безбилетный проезд стал массовым явлением, пишет Якунин, комментируя данные соответствующего социологического опроса.
Исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения в июле-августе этого года, показал, что почти две трети респондентов (63%) считают электричку транспортом, за проезд в котором можно не платить. При этом электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта: каждый пятый россиянин хотя бы раз в год пользуется пригородным поездом.
«Что самое печальное, неоплата проезда в электричке воспринимается в обществе сверхтолерантно, - отмечает Якунин. - Третья часть респондентов относится к безбилетникам с пониманием, примерно столько же - с безразличием, при этом они не видят (или не хотят видеть!) связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна».
Глава РЖД подчеркнул, что «зайцы» наносят железной дороге колоссальный ущерб: безбилетный проезд на электричках ежегодно лишает бюджет компаний-перевозчиков 4 миллиардов рублей. «На эти деньги можно увеличить парк на 50 электропоездов при средней стоимости каждой электрички в 80 миллионов рублей», - пишет он.
«Честно говоря, результаты соцопроса просто шокируют, - признается Якунин. - Но статистика - вещь упрямая и дает нам вполне адекватный, хотя в данном случае и неприглядный портрет нашего общества». Вопрос о том, как заставить «зайцев» вести себя по-человечески, обсуждали в Общественной палате. Там предлагалось, в частности, десятикратно увеличить штраф за неоплаченный проезд, дать транспортной милиции полномочия на «отлов» безбилетников, вывести это нарушение из зоны административной ответственности в гражданско-правовую. «Если взывать к порядочности бесполезно, надо ужесточать наказание», - подчеркнул Якунин.
И все же, по данным исследования, относительное большинство россиян (39%) относится к «зайцам» негативно. Каждый пятый, однако, считает, что наказывать за неоплаченный проезд не стоит. Как выяснилось, для половины опрошенных безбилетный проезд - это возможность сэкономить, а для 17 процентов - способ выразить свое недовольство высокими тарифами.
И хотя 35 процентов респондентов считают, что на железной дороге в целях профилактики надо внедрять современные системы контроля за оплатой проезда, далеко не все готовы платить за проезд больше. Лишь каждый десятый готов к подорожанию проезда, при условии, что техническое состояние и обслуживание в транспорте улучшится.
Все автомобильные новости