А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
В крупных городах Казахстана до сих пор призывают поддержать бастующих нефтяников западных регионов страны. Активистов подобных акций не смущают ни прессинг, оказываемый полицией, ни тюремные сроки. Впрочем, на этом, как правило, все и заканчивается. Ведь в целом, казахстанское общество аморфно и его, зажиточного среднестатистического казахстанца, в общем-то, не волнуют ни проблемы, ни боль оказавшихся на улице работников нефтяных компаний.
Между тем, забастовщики Жанаозеня вот уже четвертый месяц сидят на площади под палящим знойным солнцем и требуют от властей выполнения поставленных требований. Суть их заключается в нескольких пунктах: прекращение вмешательства в дела профсоюзов, обеспечение социальных гарантий, а также индексации зарплат, с коэффициентом в 1,7%.
Напомню, волнения начались 8 мая текущего года, когда работники дочерних предприятий национальной компании «Казмунайгаз» - АО «Каражанбасмунай» и «Озенмунайгаза» начали бессрочную голодовку. Первыми выступили рабочие АО «Каражанбасмунай» (часть доли которого находится у китайской компании CITIC) и связанные с ним сервисные компании - ТОО «АргымакТрансСервис» и «ТулпарМунайСервис». Спустя 8 дней, 16 мая, более 700 работников компании прекратили работу, для того чтобы принять участие в несанкционированном митинге. Их поддержали и рабочие «Озенмунайгаза». В начле июня к бастующим присоединились и рабочие ТОО «Ерсай Каспиан Контрактор». В целом, по неофициальным данным по всему Западному Казахстану в акциях протеста приняли участие более 8 тысяч человек.
Однако руководство компаний заявило, что не намерено идти на поводу и зачинщиков беспорядков и вообще отказалось проводить какие-либо переговоры. В результате противостояния многие забастовщики остались без работы, была задержана член профсоюза работников компании «Каражанбасмунай» Наталья Соколова, которую один из китайских руководителей компании "Каражанбасмунай" Юань Му, написав заявление в полицию, потребовал привлечь к ответственности за «разжигание социальной розни». Вслед за Соколовой, административным взысканиям и арестам подверглись и другие лидеры забастовки - Акжанат Аминов и Наталья Ажигалиева. А к требованиям рабочих добавился еще один пункт: прекращение уголовного преследования их активистов.
Но власти Казахстана не внемлют нарушителям порядка, утверждая, что требования рабочих относительно пересмотра так называемого (районного) коэффициента 1,7, мягко говоря, несколько необоснованно. «Мне понятно, что работники хотят повысить уровень жизни. Но все это нужно рассматривать через призму законности», - говорит первый вице-президент АО «Каражанбасмунай» Каирбек Елеусинов. По его словам, год назад, по требованию АО «Каражанбасмунай», ТОО «Тулпар Мунай Сервис» и ТОО «Argymak Trans Service» была создана согласительная комиссия разрешившая немало спорных путнктов. В том числе и вопросы индексации заработной платы работников, а также учета и оплаты специальных и внутрисменных перерывов. «Законодательством выплата такого коэффициента - 1,7, не предусмотрена. Несмотря на это, на заседаниях примирительной комиссии было подтверждено, что с 1997 года этот коэффициент уже присутствует в заработной плате каражанбасцев», - напомнил Елеусинов. Что касается отраслевого коэффициента составляющего 1,8 процентов, то здесь по утверждению эксперта, имело место некоторое заблуждение представителей бастующих работников, потому что отраслевой коэффициент установлен законодательством не для повышения текущих заработных плат, а для определения минимального стандарта оплаты труда в каждой отдельной отрасли.
Впрочем, такая трактовка вполне понятна. Ведь в ином случае, компаниям бы пришлось выплачивать сотрудникам в среднем на 900 евро в месяц больше, чем они получают в настоящее время. Тогда как в среднем заработная плата рабочих на предприятиях в Мангистауской области колеблется от 240 до 700 евро.
Между тем, зарубежные наблюдатели не раз выступающие в поддержку забастовщиков констатируют, что резервы у нефтяников явно на пределе. Хотя они и утверждают, что готовы бороться до конца. Побывавший в Жанаозене немецкий журналист от Deutsche Welle Маркус Бансман уверен, что у протестующих нет никакой стратегии выхода из ситуации. Они просто каждое утро собираются на двух площадях, сидят в тени, а вечером проводят общее собрание. Каждая сторона конфликта просто выжидает, кто первым сдастся. «В Казахстане в отличие от многих стран Европы, нет четких механизмов улаживания подобных тарифных конфликтов, нет посредников», - отмечает Бансман.
Похоже, что ситуация действительно зашла в этический тупик. Спор вылился в вялотекущую многомесячную забастовку. Время от времени к протестующим наведываются представители оппозиционных движений. Но никаких положительных сдвигов эти визиты не приносят. Власти Мангистауской области заявляют о своем намерении заняться трудоустройством работников, уволенных из нефтяных компаний из-за несанкционированных забастовок. Обещал свою помощь и глава национального фонда «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев, отметив, что большинство из забастовщиков просто пошли на поводу «за теми людьми, которое пообещали им золотые горы, но при этом нарушили трудовое законодательство». Но многие из числа забастовщиков довольно скептически относятся к обещаниям властей, полагая, что их требования в этом случае будут просто проигнорированы, и все вновь вернется в накатанное русло.
Впрочем вариантов дальнейшего развития ситуация всего лишь два: либо с наступающими холодами люди разойдутся по домам, либо до наступления холодов стачка примет другой оборот. По крайней мере, пока существует предположение, что второй вариант весьма реален. Да и сами протестующие заявляют, что не намерены дольше сидеть сложа руки, и если до 15 сентября их проблема не решиться, то они перейдут к активным действиям. Надо полагать, что в этой связи накануне предстоящей в Казахстане электоральной кампании, использовать ситуацию в своих целях попытаются и политически активные олигархических группы. Однако власти, судя по последним событиям в стране тоже готовы к подобному развитию. Как отмечает генсекретарь ОСДП «Азат» Амиржан Косанов, силовые методы, весьма характерные для казахстанских властей, а также предпринимаемые ими всевозможные акции, в том числе и на информационном поле, можно расценивать как подготовку, способную в случае необходимости развязать руки.
Вместе с тем, в комментариях «CA-News» глава Заграничного бюро оппозиции Казахстана Серик Медетбеков заметил, что власти максимально затягивая и контролируя процесс, действуют очень грамотно. «До сих пор он (процесс - прим.) не радикализировался, не вышел за рамки дозволенного. Но со стороны нефтяников тоже должны быть грамотные ходы. Очень важен авторитет людей, которые там возглавляют этот процесс. Но по большому счету именно эти люди не дают общей массе радикализоваться. А действия в рамках тех уставов, к которым они привыкли, уже не приведут ни к чему. Тут действовать надо более жестко. Или ты перекрываешь дороги, и ждешь манны небесной, или же берешь то, что требуешь», - отметил Серик Медетбеков. Но ни нефтяники, ни общество в целом, по мнению казахстанского оппозиционера пока не готово ни к переменам, ни к радикальным действиям. «Если они "съели" даже убийство дочери лидера профсоюза забастовщиков, то все! Момент прошел. Чего еще ждать?», - констатирует Медетбеков.
В связи с чем, следует вывод, что накал страстей так или иначе постепенно сойдет на нет. По крайней мере, до тех пор, пока у людей требующих перемен не появится четких и внятных политических лозунгов и требований, ситуация в Казахстане будет оставаться перманентно тяжелой.
Справка CA-News: АО «Разведка Добыча "КазМунайГаз" - дочерняя структура национальной компании "КазМунайГаз" - было создано в марте 2004 года в результате объединения нефтедобывающих "дочек" нацкомпании - "Эмбамунайгаз" и "Озенмунайгаз".
Компания входит в тройку лидеров по объему добычи нефти в Казахстане. Обыкновенные акции компании прошли листинг на Казахстанской фондовой бирже, глобальные депозитарные расписки - на Лондонской фондовой бирже.
Генеральный директор компании - Тимур Кулибаев, зять действующего президента Казахстана.
Об авторе:
Мадия Торебаева, казахстанская журналистка, эксперт по политическим, экономическим и социальным вопросам, редактор сайта Resonans- on-line.