С 12 по 19 сентября 2010 года в Анапе проходит XIX кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». В основной конкурс смотра в этом году вошли 14 картин, две из которых («Овсянки» Алексея Федорченко и «Элизиум» Андрея Эшпая) представляют Россию. 13 сентября в рамках кинофорума состоялся круглый стол «Национальные кинематографии вчера, сегодня, завтра». В мероприятии приняли участие кинематографисты и кинобизнесмены из стран бывшего СССР. Они обсудили наиболее острые проблемы национальных кинематографий и перспективы возрождения единого культурного пространства.
Участники круглого стола говорили о низком уровне подготовки кинематографистов в странах СНГ и недостатке профессионализма у нового поколения режиссеров. «Режиссером у нас может стать любой, кто нашел деньги», - констатировал Никита Михалков . «В кинематограф проникло много любителей, все стали режиссерами», - поддержал председатель Союза кинематографистов Армении Рубен Геворкян, сообщивший, что в год в Армении снимается пять-шесть игровых фильмов, четыре-пять мультипликационных, двадцать документальных. «Кадры для кинематографа, их подготовка - вот одна из совместных точек соприкосновения кинематографий Украины и России», - сказал председатель Союза кинематографистов Украины Сергей Тримбач. По его словам, «стало трудно найти грамотного гримера, осветителя, хотя в той же Украине четыре ВУЗа готовят кадры для кино и телевидения».
Выступающие говорили о том, что нынешним союзам кинематографистов не хватает непрерывности творческих связей, чем отличался раньше Союз. Киностудии превратились в кинофабрики, которые выхолащивают молодые таланты. Большую проблему как российского, так и всего мирового кинематографа Никита Михалков видит в том, что многие малобюджетные картины с отсутствием четко выстроенной сюжетной линии причисляют к артхаусу. «Чем хуже, чем беспомощней, чем беднее нищета и разорение - как внутреннее, так и внешнее, - тем скорее картина тут же объявляется артхаусом», - сказал председатель Союза кинематографистов России.
В качестве конкретных мер по улучшению ситуации называлось создание единого фильмофонда и межгосударственного фонда, стимулирующего показ национального кино в кинотеатрах стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии; появление Координационного совета по кинематографии в рамках Исполкома Союза независимых государств и заключение межгосударственных соглашений по вопросам сотрудничества в киноиндустрии. Никита Михалков подчеркнул, что деятелям кино из стран бывшего СССР вместе «нужно искать не только деньги на фильмы, но и общие интересы и точки соприкосновения». Со своей стороны, председатель Союза кинематографистов РФ озвучил идею создания на базе «Киношока» постоянно действующих семинаров и мастер-классов для кинематографистов постсоветского пространства.
Круглый стол одобрил инициативу «Киношока» в организации конкурса совместных кинопроектов, который уже второй год подряд проводится при поддержке Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. «Такая совместная работа кинематографистов разных стран позволяет им находить общие точки соприкосновения, давать общие ответы на вызовы времени», - подчеркнул председатель комитета по культуре Московской городской Думы Евгений Герасимов .
По итогам встречи решено принять общий документ, где будет зафиксирована единая позиция участников круглого стола и перечислены конкретные мероприятия, которые помогут возродить единое кинопространство.
О главных кинопремьерах осени читайте на Афише@Mail.Ru