Внедрение НСОТ требует серьезной разъяснительной работы.
(KZN.RU, 15 сентября, Таисия Башаркина). Сегодня в Казани прошел круглый стол на тему «Введение новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и межшкольных учебных комбинатах».
В обсуждении участвовали министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, председатель Рескома профсоюза работников образования Юрий Прохоров, замминистра образования и науки РТ Гузалия Минкина, замдиректора ЦЭСИ при Кабинете Министров РТ Елена Чернякова, начальник Управления образования Исполкома Казани Ильсур Хадиуллин, начальник финансового управления Исполкома Казани Айрат Гарипов, депутаты Госсовета РТ.
Напомним, решение о введении в школах республики с 1 сентября 2010 года новой системы оплаты труда (НСОТ) было принято Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.
По словам Радика Гайзатуллина, новая система оплаты труда направлена не только на увеличение заработной платы, но и на введение «совершенно новых механизмов в сферу образования». Коренным образом меняется порядок формирования фонда оплаты труда. До введения новой системы оплаты труда он формировался исходя из штатной численности учреждения, теперь зависит от объема предоставляемых государственных (муниципальных) услуг.
В среднем общий фонд оплаты труда вырастет на 16%. Но заработная плата каждого конкретного учителя повысится в разной степени в зависимости от уровня образования, стажа работы, квалификационной категории и т.д. Одной из задач на данный момент является своевременное и правильное информирование каждого учителя о новой системе оплаты труда, - отмечает Р.Гайзатуллин. «Здесь не должно быть негатива», - убежден он.
При подготовке перехода на НСОТ была проделана огромная работа по разработке нормативно-правовой базы, решению организационных вопросов, актуализации базы данных. «Сейчас, на этапе непосредственной реализации программы, немаловажным является разъяснительная работа среди педагогов», - отмечает министр финансов РТ.
Немало вопросов, которые были заданы в ходе работы круглого стола, касались надбавок. Так надбавка за специфику образовательной программы, а именно за работу в гимназиях, по мнению директора гимназии №36 Авиастроительного района, по НСОТ является небольшой. «Фонд оплаты труда в гимназиях будет изначально выше, чем в обычных школах за счет более высокого норматива финансовых затрат на одного учащегося», - пояснила Елена Чернякова.
Отдельно был рассмотрен вопрос денежных доплат молодым специалистам. С 1 сентября молодой учитель будет получать 20-процентную надбавку к зарплате. Безусловно, это делается с целью заинтересовать молодые кадры остаться в школе. Дополнительное предложение поступило от одного из директоров школ Вахитовского района: доплата молодым учителям должна формироваться в зависимости от «цвета» диплома. Так выпускник с красным дипломом, т.е. отличник, должен получать больше, чем владелец синего, считает она.
По словам Елены Черняковой, при введении НСОТ меняется не только порядок формирования фонда оплаты труда, но и структура заработной платы. «Мы сделали серьезный шаг вперед, так как заложили базовую ставку в размере 4330 руб. - это минимальный размер оплаты труда», - говорит она. Такого нет ни в одном субъекте РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.
Напомним, структура заработной платы педагога складывается следующим образом: 70% составляет должностной оклад сотрудника. На выплаты стимулирующего характера отведено 25%. Сюда входят надбавки за неаудиторную занятость, стаж, квалификацию, специфику образовательной программы, наличие почетных званий, качество выполняемых работ, премиальные выплаты. К неаудиторской занятости относится проверка тетрадей, классное руководство и заведование школьными кабинетами и методическими объединениями.. Оставшиеся 5% распределены на выплаты компенсационного характера.
Еще один вопрос касался роли методического школьного объединения в повышении квалификации учителя. Так, по словам директора одной из школ Кировского района, за заведование методическим школьным объединением раньше была надбавка в размере от 7 до 9%, что в среднем составляло 450-430 рублей. По новой системе на это выделено всего 2,5%, что составляет 162 рубля. Таким образом, доплата за руководство методическим школьным объединением уменьшилась более чем в 2 раза.
Как отмечает Юрий Прохоров, у каждой системы есть свои плюсы и минусы. К неоспоримым достоинствам новой системы относится увеличение фонда оплаты труда. Еще один положительный момент - фиксированный процент надбавок.
Безусловно, существует ряд вопросов, которые требуют доработки. Так, к примеру, в выступлении представителя совета директоров Приволжского района было отмечено, что учителя, имеющие ученые степени, не получают за это доплату. По мнению директора, если ученый работает в школе, он должен получать достойную заработную плату не ниже вузовской.
Все вопросы и предложения руководителей образовательных учреждений Казани, поступившие во время работы круглого стола, будут направлены в Управление образования для обобщения и последующего рассмотрения в Министерстве образования и науки РТ и Министерстве финансов РТ.
Всего в Казани 302 учреждения перешли на новую систему оплаты труда. В ведении Управления образования Исполкома Казани таких учреждений насчитывается 247. Из них 166 школ, 8 вечерних школ, 4 школы-интерната, 4 коррекционных школы, 57 учреждений дополнительного образования и 8 межшкольных учебных комбинатов.
На новую систему оплаты труда перешли также 25 детских музыкальных школ, подведомственных Управлению культуры, и 30 детско-юношеских спортивных школ Комитета физической культуры и спорта Исполкома города.
Посмотреть предложения на рынке труда